Литература сообщества 

Взрослых Детей Алкоголиков и детей из других дисфункциональных семей

Упражнения Первого Шага в Желтой Тетради

(Скачать файлом Упражнения Первого Шага ЖТ.doc )

Эти упражнения включают в себя создание диаграммы вашей родительской семьи, обзор 14 характерных черт взрослого ребенка и выписывание семейных посланий. Также введение в наставничество в ВДА и утверждения-аффирмации.

 

Упражнение 1 - Диаграмма семейных отношений (семейной истории)

 

Сложно переоценить необходимость создания развернутой семейной диаграммы, которая очень ясно откроет последствия дисфункции в нашей сегодняшней жизни. Эта работа очень важна для выполнения Первого Шага.

Выполняя это упражнение, вы изобразите диаграмму вашей семьи, на которой будут перечислены ваши родители, дедушки и бабушки, тети, дяди, другие родственники, которых вы помните или о которых вы слышали. Схематично изображая свою семью и личности ваших родных, вы начинаете видеть наследственную природу зависимости и другой семейной дисфункциональности. Надписи, которые вы сделаете на элементах диаграммы, предназначены для того, чтобы помочь вам обрести ясное понимание схемы, а не для того, чтобы осудить. Это не значит, что вы судите свою семью. Вы ищете шаблоны и сходство. Вы ищете свою роль в общей структуре. Если вы как следует выполнили эту задачу, диаграмма поможет вам увидеть, что вы не могли во взрослом возрасте быть кем-то иным. Если вас воспитывали зависимые, потакатели, транжиры, работоголики, вы не смогли бы во взрослом возрасте значительно отличаться от них.

Вы можете нарисовать диаграмму вашей семьи, перечисляя ваших родственников со стороны отца на одной стороне схемы, а родственников со стороны матери – напротив них. Пример диаграммы приведен на стр. 36. Чтобы было больше места, можете скопировать эту диаграмму на альбомный лист. По мере того, как вы заполняете диаграмму, используйте определения, что приведены на следующей странице.


Метки диаграммы семейных отношений

 

Обратитесь к вашему опыту или восстановите в памяти, что вам рассказывали о каждом из ваших родственников относительно зависимости, религии, отношений, питания, сексуальных отношений, работы и т.д. Внесите имена каждого родственника в диаграмму, пометив надписью, которая наиболее точно отражает его личность.

 

Метки или их комбинация, используемые в обозначении членов вашей семьи, могут быть такими:

 

  1. Алкоголик, химически зависимый
  2. Употреблял алкоголь или наркотики
  3. Потакатель
  4. Чрезмерно религиозный
  5. Слишком много работал (трудоголик)
  6. Ненадежный, не завершает начатое
  7. Злостный должник (всегда берет в долг) или транжира (показные покупки)
  8. Беспокойный (невротик)
  9. Перфекционист (жизнь по струнке)
  10.  Жесткий, критикующий, вербальный агрессор
  11.  Постоянно болеющий, ипохондрик
  12. Глотатель таблеток (постоянно принимающий лекарства)
  13. Спасатель (думающий о себе в последнюю очередь)
  14. Полный, страдающий ожирением
  15. Эмоционально больной
  16. Болезненный, инфантильный, слишком чувствительный
  17. Не отрывался от зеркала, считал себя лучше остальных
  18. Дамский угодник, игрок, жиголо, юбочник
  19. Сексуально агрессивный, небезопасный
  20. Жестокий, бил окружающих, ущемлял, угрожал, враждовал
  21. Хапуга
  22. Мошенник, подделывающий документы, не в ладах с законом
  23. Спорщик (не успокаивается, пока с ним не согласятся)
  24. Угодник
  25. Мученик
  26. Одиночка

 


Упражнение 2 - "Сюжет" семейной легенды и навешивание ярлыков.

 

а) Детские ярлыки

 

Родители или наши братья и сестры навешивают на нас ярлыки, которые могут оставаться с нами в течение всей жизни. Ярлыки могут включать: "тупой идиот", "ленивый паршивец", "дурак", "обжора", "всезнайка", "эгоист", "трепач", "злыдень", "дрянь", "неряха", "лгун" и "неудачник".

 

Другие ярлыки: "папина дочка", "мамин любимчик" и "особенный".

 

Вне дома, в школе или на дополнитнльных занятиях, некоторым членам ВДА наклеивали ярлык "тугодум". Много-много раз наши занятия в школе подвергались влиянию домашнего насилия, но нас относили к необучаемым или к тем, у кого дефицит внимания. Но мы не были глупыми или медлительными. Очень важная часть нашего выздоровления включает в себя определение наших ярлыков и планирование того, как мы от них избавимся. Запишите ярлыки, что прилипли к вам в детстве.

 

Мои ярлыки:

1)...,2)...,...

 

Потом напишите ваши ярлыки на маленьком кусочке бумаги и поговорите о них с вашим спонсором или консультантом. Постарайтесь не обвинять своих родителей, но задумайтесь, что, возможно, ярлык перешел к вам от них самих или от родственников. Избегать обвинений не означает того, что ваши гнев и стыд из-за ярлыков неправильные. Совершенно нормально иметь эти чувства, но важно оставаться сфокусированными на процессе выздоровления.

 

После разговора идите в уборную и смойте их. Все, ярлыков больше нет. А в ВДА вы скажете, кто вы есть на самом деле.

 

Б) Семейная "легенда" против семейной "реальности".

 

Почти в каждой дисфункциональной семье есть семейная легенда и семейная реальность.

Семейная легенда это те предложения или фразы, которые мы используем, чтобы рассказывать о нашей семье чужим.

Например, член семьи Петровых может сказать: "Петровы много усердно работают, платят по счетам, не воруют и помогают другим." Или "Петровы - предприимчивые дельцы, которые сами себя сделали. Мы держимся вместе."

Семейная же реальность другая, и ее редко обсуждают внутри семьи и ее меньше вне семьи. Реальность Петровых может быть такова: "Отец пьет, ругается с матерью и пугает нас угрозами." Или "Мама тайно принимает таблетки и "спит", так что я вынуждена заботиться о моих сестрах и демонстрировать любовь к отцу."

 Какая легенда у вашей семьи?

 Какова реальность вашей семьи?

 

В) Семейные послания.

Попробуйте перечислить 10 посланий, фраз, слов или предложений, которые родители говорили вам о вашем интеллекте, способности слушать, послушании им, образовании, поле, сексе, правде, любви и т.д.

 

Например:

"Папа всегда говорил, что хотел сына/дочь. Я была девочкой/мальчиком." "Почему ты не можешь быть таким, как твой брат или сестра?" "Мне так стыдно за тебя." "Я так тобой разочарована." "Ты никогда не слушаешь"

"Джулия. Мужчины поступают в колледж, а женщины выходят замуж и содержат дом в порядке"

"Латоя. Иди в колледж, но держись за работу и будь матерью, женой, любовницей, слушателем, поваром, все планируй и содержи дом в чистоте."

"Аарон тупой как дерево. Он ничего особенного никогда не добьется."

"Я так тебя трогаю потому, что люблю тебя. Это наш секрет."

 

Г) Это упражнение на первый взгляд похоже на "В"; однако это список тех посланий, фраз, слов или предложений, которые ваша семья говорила о таких вещах, как работа, зависимость, религия, образование, секс, правда, любовь и подобное. Некоторые из этих посланий могут открыть семейные предрассудки. Примеры к этому упражнению вовсе не нацелены на то, чтобы унизить какую-то нацию или группу.

Примеры: "Держись подальше от этих, потому что..."

"Любой ценой получи образование."

"И после всего того, что я для тебя сделала, ты ведешь себя как неблагодарный эгоист." "Моя мать всегда волновалась и предсказывала катастрофы." "Отец говорил, что детей должно быть видно, но не слышно." "Они говорили, что дедушка иногда выпивал виски." "Тетя Джоан легла на операцию, о которой не говорили."

 

Попробуйте перечислить 10 своих собственных примеров:

 

 

Упражнение 3 - Определяем количество черт выживания ВДА в вашей жизни.

 

В этом задании для Первого Шага вам нужно открыть Список Черт Выживания (Проблему) в начале рабочей тетради и обвести в кружок те черты взрослых детей, с которыми вы себя отождествляете. Потом, обдумайте примеры того, как вы зависите от этих черт.

 

Упражнение 4 - Наставничество в ВДА.

 

В этом упражнении Первого шага начните думать о том, чтобы выбрать кого-то, кто мог бы стать вашим наставником или руководителем на пути Двенадцати шагов. Очень много информации и опыта, связаных с наставничеством приведено в 11 главе Красной Книги. В ВДА также существует буклет, в котором подробно описано, как развивался подход к наставничеству в Сообществе. В ВДА относительно наставничества и спонсорства мы придерживаемся модели "попутчиков". Наставник - это кто-то, кто проработал 12 шагов ВДА и посещает собрания ВДА.

 

Если он или она являются членом другой программы по проработке проблем зависимости, то спонсор уже достиг трезвости в этой программе. Спонсор ВДА может делиться своим опытом, силой и надеждой относительно проработки программы ВДА.

 

Первый шаг ВДА. Упражнение с утверждениями-медитациями.

 

Это упражнение с утверждениями может помочь вам соединить воедино предыдущие вопросы, на которые вы отвечали, с полученым новым знанием о самом себе и о вашей семье. Эти утверждения помогут вам выразить словами новое направление жизни: прочь от зависимости навстречу истинной свободе. В этих утверждениях есть сила. Если регулярно повторять их, то они привнесут ясность в наши мысли, указывая нам на ту правду, которую мы принимаем в ВДА.

 

Чтобы подготовиться к медитации над этими утверждениями, многие взрослые дети находят тихое место и выключают мобильные телефоны, телевизоры или другие отвлекающие устройства. Сидя в расслабленной позе, они делают медленный вдох и выдох, 5-10 раз, позволяя их телу расслабиться. Поглядывая на текст утверждения, они медленно повторяют их по одному, обдумывая каждое предложение перед тем, как перейти к следующему утверждению. После того, как прочитаете утверждения, продолжайте спокойно дышать и закройте свои глаза для медитации на оставшееся время. Позвольте мыслям свободно течь.

 Эти утверждения можно брать с собой, записав в блокноте или занеся в компьютер. Некоторые члены ВДА приклеивают их к зеркалу в ванной и повторяют их по утрам, пока одеваются.

 

Утверждения:

1. Я бессилен перед влиянием алкоголизма или семейной дисфункциональности.

2. Я бессилен перед чертами выживания из Списка.

3. Моя жизнь неуправляема, когда я фокусируюсь на других в большей степени, чем на себе.

4. Я не был причиной алкоголизма или дисфункции моих родителей.

5. Мои чувства и мысли отдельны от мыслей моих родителей и моей семьи.

6. Я могу прекратить попытки исцелить или изменить мою семью через наши текущие взаимоотношения. Я могу прекратить попытки изменить других.

7. Я могу прекратить беспощадно осуждать себя.

8. Я ценный, достойный человек.

 

Что рассказывать: предупреждение.

Мы заканчиваем этот раздел некоторыми указаниями о том, как обсуждать ВДА с людьми вне программы. Так как мы нашли принятие в ВДА и учимся доверять другим и рассказывать нашу историю, многие из нас чувствуют жгучее желание рассказать членам нашей семьи о нашей жизни и о наших прошлых поступках. Пребывая в восторге от того, что мы нашли ВДА, некоторые из нас рассказывают слишком много о наших переживаниях членам семьи и друзьям. Но они не могут справиться с такими подробностями с тем же принятием, что мы нашли в ВДА. Мы чувствуем боль, когда кто-то не понимает нас или преуменьшает наше недавно обретенное выздоровление. Мы не хотим больше хранить секреты или скрывать наше прошлое, но в то же время нам нужно думать о том, что мы пытаемся сказать, и о наших мотивах. Это значит, что разговор с нашей семьей и друзьями о ВДА будет в свое время. В свое время мы поймем, какую часть нашей истории стоит рассказать семье и друзьям. Но в самом начале мы обычно оставляем свои самые интимные признания для собраний ВДА и для нашего спонсора или консультанта.

 

Духовные принципы Первого Шага: 

Бессилие и Признание поражения

 

Далее: 

На главную

К началу ЖТ

2 Шаг ЖТ

Напишите нам

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *: