Красная Книга ВДА |
Литература сообществаВзрослых Детей Алкоголиков и детей из других дисфункциональных семей |
|
На предыдущую страницу4 шаг ВДА.Продолжение (2) (Скачать файлом Step4.doc) Задания по Четвертому Шагу и рекомендации по их выполнению
Ниже приведены задания и рекомендации по их выполнению, которые помогут вам пристально изучить последствия воспитания в дисфункциональной семье. Задания включают в себя исследование черт выживания, секретов, вреда, обид, сексуального насилия и пост-травматических стрессовых расстройств. Большинство членов ВДА страдают той или иной формой пост-травматического стрессового расстройства (ПТСР), которое чаще всего проявляется в чрезвычайной недоверчивости к тому, что нас окружает, или пристального внимания к словам и действиям других людей. Такое поведение является последствием того, что в детстве нам по большей части приходилось быть настороже. Честность с самим собой и мужество являются принципами Четвертого Шага. Мы напоминаем вам о том, что при проведении самоисследования критически важно не только быть честным и внимательным к деталям, но и снисходительным по отношению к самому себе. Большинство взрослых детей не испытывает затруднений с перечислением своих недостатков и чувствуют чрезмерную ответственность в отношении действий других людей. Главным является противопоставить недостаткам свои положительные черты, даже если вам и кажется, что у вас их нет. У вас есть достоинства. Эти упражнения помогут вам найти ресурс и уравновесить недостатки достоинствами. Мы рекомендуем вам по мере выполнения упражнений по Четвертому Шагу поддерживать постоянный контакт с вашим спонсором или консультантом. Для того, чтобы оставаться сконцентрированными на том, что вы делаете, посещайте собрания, общайтесь по телефону и по электронной почте. Четвертый Шаг дает вам возможность установить, что происходило с вами в детстве. Мы проживаем этот процесс в атмосфере любви, понимания и поддержки. Именно это отличает нашу сегодняшнюю жизнь от того, как мы жили в детстве, когда мы не могли говорить, доверять или чувствовать. В Четвертом Шаге мы можем и то, и другое, и третье благодаря поддержке ВДА и Бога как мы Его понимаем.
Распознавание своих чувств Прежде чем начать выполнять упражнения по Четвертому Шагу, прочитайте приведенный ниже список чувств.В нем описаны проявления различных чувств на уровне телесных ощущений. Это может пригодиться вам для выполнения последующих упражнений. Мы не только заглушаем свои чувства или отстраняемся от них, но еще и испытываем трудности с пониманием как самих чувств, так и того, что они означают. Многие из нас при виде длинного списка чувств и их описаний застывали в недоумении, не понимая значения этих слов. Мы испытываем неловкость относительно собственных чувств, потому что называть и проживать свои чувства является для нас новым опытом. Когда мы были детьми и подростками, наши чувства формировались в зависимости от настроения и действий родителей. Мы были сверхчувствительны по отношению к тембру голоса родителей, к их движениям и жестам. Мы наблюдали за поведением родителей, чтобы понять, что мы должны (или не должны) чувствовать. К моменту прихода в ВДА многие из нас не подозревализнали, что чувствовать – это нормально, и что наши чувства могут не совпадать с чувствами близких нам людей. В ВДА мы узнаем, что наличие собственных чувств является нормальным явлением. Если кто-либо из близких нам людей расстроен или зол, мы можем испытывать сопереживание по отношению к нему (к ней), но мы не обязаны сами расстраиваться или злиться вместе с этим человеком. Мы можем поддержать этого человека в отношении его (ее) чувств, но мы не обязаны проживать или «улучшать» его (ее) чувства. Это стало для нас открытием. Данный шаг является ключевым в признании наших собственных чувств и осознании, как по-настоящему поддержать близкого человека, не впадая в нездоровую зависимость. Помимо описанных выше проблем, наши родители или родственники часто использовали слова, описывающие чувства, не по назначению, искажая их истинный смысл. Это несоответствие искажало реальность и практически делало невозможным распознавание наших чувств во взрослом возрасте. Часто наши родители оскорбляли нас вербально или физически и называли это любовью или заботой. «Я делаю это исключительно из любви к тебе», говорили нам родители. «Не чувствуй это, это неправильно» было еще одним способом показать при общении с нами, что наши чувства ничего не значат. Многие члены ВДА говорят о «смешивании» своих чувств до прихода в ВДА. Они рассказывают, что выражали свои чувства наскоком, одновременно, превращая их в одну неразборчивую эмоцию. Например, злость, стыд, радость или беспокойство выражали слезами. Они вспоминали, что плакали, когда были злы, но также и когда чувствовали эмоциональный подъем. По их словам, у них «не было отдельных чувств, а было одно неразборчивое чувство». В то же время многие члены ВДА склонны отрицать наличие чувств или испытывают трудности с их идентификацией. Они говорят о замороженности чувств и о смущении при малейшем упоминании чувств. Привеженный ниже список предлагает общие определения свыше десятка чувств применительно к проблеме ВДА. Определения взяты из группового опыта сообщества ВДА.
Шкала интенсивности чувств При подготовке приведенного ниже упражнения, выберите три названия чувств. Оцените каждое выбранное чувство по шкале от 1 до 10, где 10 означает самую высокую степень интенсивности. Вы можете выбрать чувства, которые испытываете в настоящий момент, или те, которые вы испытывали в прошлом. Постарайтесь как можно подробнее вспомнить эти чувства. Вспомните, в какой обстановке, в каком месте вы испытывали это чувство. Что при этом говорилось и как это было произнесено? Что происходило? В котором часу это было, какая была погода? Что на вас было надето? Если вам трудно определить ваши чувства, представьте себе кинофильм, в котором показывают чувства грусти, радости или злости. В какой сцене появится это чувство? Что приведет к тому, что это чувство возникнет? Работая над этим упражнением, один из членов ВДА признался, что испытывал детскую покинутость, когда он оказался в пустом школьном дворе. Другой взрослый ребенок рассказал, что чувства могут быть вызваны цветом, запахом, тенью.
Пример шкалы интенсивности чувств: Название чувства: ________________________ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Упражнения по Четвертому Шагу:
Ниже приведены 10 шаблонов поведения, присущих взрослым детям. Выберите или обведите в кружок черты характера, которые вам присущи, и опишите, как эта черта проявляешься в вашей сегодняшней жизни.
Пример: Черта 1: Мы стали одинокими и испытываем страх перед людьми и лицами, обличенными властью.
«Моя мама всегда была пьяной и агрессивной, и я чувствую смушение, когда сегодня рядом со мной оказываются злые или грубые люди».
Начните (обведите черты, которые вам присущи):
Упражнение по Списку Грязного Белья Опираясь на Список Грязного Белья, заполните как можно подробнее колонки в таблице. В колонку «Событие» записывается событие из детства, которое приходит вам на ум и помогает понять, как сформировалась какая-либо черта их списка грязного белья. Некоторые черты формировались в нас в течение длительного времени. Вы ищете события, фразы или разговоры, в которых родители проецировали на вас свои собственные сомнения, страхи или негативное мышление. Именно такие события способствуют развитию со-алкоголизма и дисфункции. Со-алкоголизм – это хронический страх и искаженное мышление семьи, которые передались нам. Они подпитывают созависимость. Не отчаивайтесь, если вы не сможете заполнить все колонки. Если у вас не получается заполнить колонки, заведите блокнот и записывайте в него, что ваши родители говорили о вас, других членах семьи, или окружающих людях. Носите с собой этот блокнот и записывайте в него мысли, как только они приходят вам на ум. Вы можете пользоваться списком чувств, приведенным на предыдущих страницах, он поможет вам заполнить колонку «Что я чувствовал».
Пример:
Как мог развиваться страх лиц, обличенных властью.
|
Напишите нам |