Надежда — ожидание, что все наладится, доверие себе и другим, энергетический ресурс увеличивается. Дышать становится легче. Внутренний «зеленый свет».
Вдохновение — чувство надежды и восхищения людьми и событиями. Цвета кажутся ярче, проблемы воспринимаются в реальном свете. Ощущение энергии в теле. Легкость в ногах. Решения кажутся осуществимыми, препятствия - незначительными.
Унижение — ощущение, как будто тебя вывернули наизнанку и выставили напоказ, подвергли насилию, уничтожили действиями других людей или своими собственными. Ощущение пустоты.
Потеря или печаль — ощущение, как будто чего-то лишился, тоска по чувствам, неуверенность в принятии решений. Похоже на школьный двор без ребятни.
Радость — ощущение интегрирования черт выживания/шаблонов поведения. Как будто выходишь из темноты своей души и обретаешь почву под ногами. Разбитая на части личность снова стала целостной. Умиротворение. Признание своей Истинной Личности. Уверенность, что ты можешь доверять себе. Ты видишь свет в себе и в других. Энергия и теплота наполняют тело.
Шкала интенсивности чувств
При подготовке приведенного ниже упражнения, выберите три названия чувств. Оцените каждое выбранное чувство по шкале от 1 до 10, где 10 означает самую высокую степень интенсивности. Вы можете выбрать чувства, которые испытываете в настоящий момент, или те, которые вы испытывали в прошлом. Постарайтесь как можно подробнее вспомнить эти чувства. Вспомните, в какой обстановке, в каком месте вы испытывали это чувство. Что при этом говорилось, и как это было произнесено? Что происходило? В котором часу это было, какая была погода? Что на вас было надето?
Если вам трудно определить ваши чувства, представьте себе кинофильм, в котором показывают чувства грусти, радости или злости. В какой сцене появится это чувство? Что приведет к тому, что это чувство возникнет?
Работая над этим упражнением, один из членов ВДА признался, что испытывал детскую покинутость, когда он оказался в пустом школьном дворе. Другой взрослый ребенок рассказал, что чувства могут быть вызваны цветом, запахом, тенью.
Пример шкалы интенсивности чувств:
Название чувства: _____________________________________________
(Как чувства ощущаются в моем теле)
___________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Упражнения по Четвертому Шагу:
Упражнение 1 — Инвентаризация по Списку Грязного Белья (черты выживания)
Ниже приведены 14 шаблонов поведения, присущих взрослым детям. Выберите или обведите в кружок черты характера, которые вам присущи, и опишите, как эта черта проявляешься в вашей сегодняшней жизни.
Начните (пометьте черты, которые вам присущи):
□ Мы замкнулись в себе и стали бояться людей и авторитетных лиц.
□ Мы стали искателями одобрения, утратив при этом способность быть собой.
□ Нас пугают разгневанные люди и любые критические замечания в наш адрес.
□ Мы либо стали алкоголиками, либо вступили в брак с алкоголиком, либо и то и другое, либо нашли другую зависимую личность, например трудоголика, чтобы удовлетворить нашу болезненную потребность в покинутости.
□ Мы проживаем жизнь с позиции жертвы и эта слабость влечет нас в наши любовные и дружеские связи.
□ У нас чрезмерно развито чувство ответственности, нам проще заботиться о других, чем о себе; это позволяет нам не замечать наши собственные недостатки и пр.
□ Мы испытываем чувство вины, когда защищаем себя, а не уступаем другим.
□ Мы стали зависимы от эмоционального возбуждения.
□ Мы путаем любовь с жалостью и склонны «любить» людей, которых можем «жалеть» и «спасать».
□ Мы глубоко запрятали чувства из нашего травмирующего детства и утратили способность чувствовать или выражать чувства, потому что это причиняет слишком сильную боль (отрицание).
□ Мы сурово осуждаем себя, у нас не развито чувство собственного достоинства.
□ Мы зависимые личности — мы панически боимся быть брошенными и делаем все, чтобы удержать отношения, лишь бы не испытывать болезненное чувство покинутости, доставшееся нам от жизни с нездоровыми людьми, которые никогда не были эмоционально с нами.
□ Алкоголизм — семейная болезнь; мы стали со-алкоголиками и приняли все признаки этой болезни, даже если не употребляли спиртное.
□ Со-алкоголики реагируют на действия других, а не действуют активно сами.
Таблица по Списку Грязного Белья
Опираясь на Список Грязного Белья, заполните как можно подробнее колонки в таблице. В колонку «Событие» записывается событие из детства, которое приходит вам на ум и помогает понять, как сформировалась какая-либо черта их списка грязного белья. Некоторые черты формировались в нас в течение длительного времени. Вы ищете события, фразы или разговоры, в которых родители проецировали на вас свои собственные сомнения, страхи или негативное мышление. Именно такие события способствуют развитию со-алкоголизма и дисфункции. Со-алкоголизм — это хронический страх и искаженное мышление семьи, которые передались нам. Они подпитывают созависимость.
Не отчаивайтесь, если вы не сможете заполнить все колонки. Если у вас не получается заполнить колонки, заведите блокнот и записывайте в него, что ваши родители говорили о вас, других членах семьи, или окружающих людях. Носите с собой этот блокнот и записывайте в него мысли, как только они приходят вам на ум. Вы можете пользоваться списком чувств, приведенным на предыдущих страницах, он поможет вам заполнить колонку «Что я чувствовал».
Пример:
Как мог развиваться страх лиц, обличенных властью.
Событие | Причина события | Что я чувствовал (описание чувства) | Реакция внутреннего ребенка | Какая черта сформировалась |
Отец кричит на меня или обвиняет меня за ошибки | Он утверждает, что я не слушал его. | Страх, ощущение себя ничтожным | Ком в животе/ затрудненное дыхание | Страх лиц, обличенных властью и критическое отношение к себе. |
Таблица по Списку Грязного Белья
Событие | Причина события | Что я чувствовал (описание чувства) | Реакция внутреннего ребенка | Какая черта сформировалась |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение 2 — Проработка семейных секретов
Практически у каждой дисфункциональной семьи есть история или образ, который члены семьи демонстрируют друзьям и внешнему миру. Например, «Основными ценностями семьи Родригесов являются образованность и движение вперед. Мы никогда не отступаем перед трудностями», заявляет семья. Другая семья говорит: «Семья Уилсонов — трудяги, и мы держимся вместе какие трудности бы ни возникали на нашем пути».
За фасадом благополучной истории прячется реальность дисфункциональной семьи. В ней масса секретов, недоговоренностей и изъянов, противоречащих внешнему образу семьи. Семейное отрицание поддерживает семейный имидж и скрывает тайные истории. В этом упражнении мы предлагаем вам перечислить семейные секреты. Эти секреты могут включать в себя попытки родителей скрыть зависимость, сальные прикосновения, денежные махинации, ложь и измены. В некоторых случаях незначительные на первый взгляд события могут представлять собой секреты. Перечислите ниже все свои воспоминания, случаи и недомолвки, которые свидетельствовали о наличии семейных секретов или шли вразрез с внешним имиджем семьи.
___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________
Упражнение 3 — Проработка стыда
Большая Книга Анонимных Алкоголиков утверждает, что «Обида является самым большим обидчиком. Она разрушает алкоголиков больше, чем что-либо еще».
В ВДА мы считаем, что самый главный враг выздоровления — это стыд. Мы знаем, что стыд обладает таким мощным воздействием, что несколько капель стыда могут стать причиной потери своего «я» на долгие годы. Стыд часто предшествовал покинутости и являлся, пожалуй, второй наиболее болезненной травмой, которую нам наносило воспитание в нездоровой семье. Стыд и покинутость служат нам спусковым механизмом, который толкает нас искать любовь и безопасность вовне. Этот механизм основан на страхе, и наш поиск любви и безопасности в других людях, местах или событиях никогда не был успешным. Стыд ослепляет нас и не дает увидеть, что любовь внутри каждого из нас лишь ждет своего часа.
Стыдить ребенка — означает покидать ребенка. Взрослый может вызвать у ребенка чувство стыда и тем самым покинуть его, даже физически не выходя из комнаты, так как пристыженный ребенок остро чувствует себя нелюбимым и одиноким.
Взрослые дети не только ощущают стыд на клеточном уровне, но также заряжены подсознательным стыдом. Это означает, что большинство из нас ощущают себя нелепыми, неловкими или «не такими», даже не вступая во взаимодействие с другим человеком. Мы не только чувствуем стыд. Но мы считаем, что именно мы сами и является причиной стыда. Когда во взрослом возрасте нам бывает стыдно, мы как бы наполняемся стыдом подобно гигантскому колоколу. Мы можем ощутить стыд через жжение в желудке или пылающее лицо. Когда мы наполнены стыдом, мы как будто уходим в себя и не видим ничего вокруг. В некоторых случаях стыд, направленный вовнутрь, становится таким сильным, что у взрослого ребенка начинаются зрительные расстройства и искажается восприятие. Освещение в комнате может казаться более ярким или плотным, выражения лиц окружающих людей часто напоминают маски. Стыд такого характера накапливался в нас в течение многих лет, но он может уменьшиться с помощью ВДА и нашей Высшей Силы.
Список стыда
Перечислите случаи, когда вы чувствовали стыд из-за ваших родителей или опекунов. Стыд может проистекать не только из сексуального насилия или жесткого обращения, но и из спокойно высказанных вашими родителями суждений о вашем облике, речи, одежде и манерах. Стыд может быть вызван нотками сарказма, чрезмерно критичными замечаниями или ранящими комментариями, он может возникать, когда над вами шутят или вас дразнят.
Разница между воспитанием с помощью любви и уважения и стыдом, уничтожающим ваш дух, в том, что вы чувствуете в результате действия или комментария в ваш адрес. Стыд обычно заставляет вас чувствовать себя одиноким, недостойным и нежеланным. Воспитание любящих родителей может вызвать дискомфорт, но вы продолжаете ощущать собственную ценность и любовь к себе, несмотря на ваши ошибки.
Напишите ниже примеры стыда. Постарайтесь воспроизвести как можно больше деталей ситуаций, в которых вы чувствовали стыд, включая ваш возраст, местонахождение, суть сказанного и ваши телесные реакции на стыд.
____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Упражнение 4 — Проработка покинутости
Покинутость при воспитании в дисфункциональной семье является финальной точкой стыда. Покинутость может представлять собой физическое покидание, когда родители оставляли нас на попечение друзей, родственников или в центрах воспитания, в то время как сами предавались употреблению или зависимостям. Некоторые дети сутками оставались дома одни, в то время как родитель или родители уходили, чтобы участвовать в застольях или погружаться в любовные отношения. Как бы то ни было, покинутость также может проистекать из стыда, как вы узнали из предыдущего упражнения. Мы слышали о взрослом ребенке, которая в детстве сильно порезала палец и спряталась в ванной вместо того, чтобы обратиться за помощью и утешением к маме. Малышка интуитивно понимала, что кровотечение из пальца вызовет жесткие обвинения ее матери, и в действительности так и произошло. Вместо того, чтобы успокоить ребенка, рассвирепевшая мамаша стала кричать на мужа и дочь, волоча их в пункт скорой помощи. Испуганная мамаша стыдила свою порезавшуюся дочку и одновременно с этим эмоционально покидала ее.
Список покинутости
Перечислите случаи, когда вы чувствовали покинутость вследствие действий ваших родителей или опекунов. Опишите ваш возраст, где именно вас покинули и другие детали, которые кажется вам важными.
___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Упражнение 5 — Проработка ущерба: перенос из поколения в поколение
В этом упражнении мы подробно рассматриваем, как мы покидали или пренебрегали окружающими людьми в своей жизни. Если у нас есть дети, мы отслеживаем, как наши действия и слова служили механизмом переноса болезни под названием «семейная дисфункциональность». Эта операция совершается при помощи слов, которые мы говорим своим детям. Мы можем слышать как бы со стороны, как мы говорим своим детям то, что наши родители говорили нам. Наши слова, образ мыслей и поведенческие реакции переносят дисфункциональность на следующие поколения. Мы никогда не хотели этого. Наоборот, многие из нас стремились стать лучше своих родителей. Многие из нас говорили: «Я никогда не буду вести себя также». Но вели себя также.
В глубине души мы знаем, что мы никогда не навредили бы своим детям намеренно. Нам следует помнить, что мы должны посмотреть на свои действия мужественно и честно. Это не просто, и мы должны дать себе передышку. Мы не одиноки на этом пути. При взгляде на последствия нашего поведения мы опираемся на поддержку нашей группы ВДА, спонсора и Высшей Силы. Чувство вины, которое мы испытываем при проработке данного упражнения, является здоровым.
Таблица для проработки вреда
Люди, которым я причинял вред, покидал, пренебрегал, плохо обращался | Что я делал, мое поведение | Результаты, или мои воспоминания о случившемся событии | Мои детские воспоминания, когда со мной обращались подобным образом |
|
|
|
|
Дать себе передышку
Четвертый Шаг ВДА включает в себя взвешенную оценку нашей родительской семьи и нашего собственного поведения и мыслей. Эмоции, события, самообвинения, вызванные этим Шагом, для кого-то могут стать чрезмерно болезненными. По мере проработки Четвертого Шага, мы призываем вас быть предельно честными, ничего не удерживать в себе, но мы также напоминаем вам о заботе по отношению к самому себе. Помните, что вы не одиноки, и вы не совершали и не думали чего-либо такого, что не пришлось бы совершить или испытать другим. У вас есть достоинства и способности, которые помогут уравновесить негативные стороны вашей жизни.
В Четвертом Шаге, мы просим вас уравновешивать постыдные или пугающие воспоминания, которые могут возникнуть при проработке шага, осознанием того, что у вас есть честность и мужество. Работа по программе ВДА не является простой, но ваше мужество неоспоримо и проявляется и в проработке этого Шага, и при работе над Двенадцатью Шагами ВДА в целом. Взрослые дети располагают внутренней силой, которая всегда была с ними. Внутренняя сила, которую некоторые из нас предпочитают называть Высшей Силой или Божественным Духом, не покидает вас в процессе освободительной инвентаризации вашей жизни. Мы советуем вам сосредоточиться на этом процессе, но давать себе передышки и поддерживать контакт с вашим спонсором или наставником. В процессе этих передышек читайте вслух Одиннадцатое Обещание из Списка Обещаний ВДА. Читайте также Молитву Четвертого Шага ВДА. (Обещания ВДА вы найдете в начале Рабочей Тетради).
Одиннадцатое Обещание: «При помощи нашей группы ВДА мы постепенно избавимся от своего дисфункционального поведения».
Молитва Четвертого Шага:
Божественный Создатель. Помоги мне быть предельно честным и заботиться о себе в процессе выполнения Четвертого Шага. Помоги мне относиться к себе с нежностью и не покидать себя в процессе этого духовного путешествия. Помоги мне не забывать о том, что я располагаю ресурсами для выполнения Шага, и что я могу просить прощения. Я не одинок. Я могу обращаться за помощью. Аминь.
Упражнение 6 — Проработка подавленного гнева (обиды)
В ВДА мы хотим поднять обиду «со дна» и увидеть, что под ней. Мы считаем обиду подавленным гневом, вызванным бесчисленными потерями в детстве. Такие потери формируют печаль, проявляющуюся как депрессию, а также создают подавленный гнев. Мы расскажем о работе с печалью в Пятом Шаге.
Большинство взрослых детей отрицают наличие гнева и таким образом отрицают то, что они злятся. С другой стороны, некоторые взрослые дети могут взрываться от гнева, но никогда не добираются до глубинного гнева, похороненного в их душах. Не называя своими именами детские потери, они могут «заряжаться» и систематически взрываться, чувствовать стыд или смущение за свое поведение. Они в самом деле стремятся измениться и обуздать свой гнев, но чувствую себя бессильными сделать это.
В колонке «влияет на меня» потери могут подразумевать потери чувства безопасности в семье. В ней может идти речь и о потери своей личности или потери детского образа жизни — игр, придумок, спонтанных решений. Многие взрослые дети также теряют друзей из-за дисфункционального родительского поведения. Другим приходится бросить любимые занятия спортом в старших классах из-за враждебности родителей или отсутствия поддержки с их стороны. Цель данного упражнения — обнаружить свой гнев и вытащить его на поверхность, чтобы увидеть, какая потеря скрывается под ним.
Таблица для проработки подавленного гнева (обиды)
Я обижен | Причина | Влияет на... (мою самоценность, дружеские отношения, безопасность, воображение) | Моя реакция (злость, бунт, выход из ситуации, пассивность / агрессивность, другое) | Реакция внутреннего ребенка |
|
|
|
|
|
Проработка отношений (сексуальных, романтических, дружеских)
Будучи взрослыми детьми, большинство из нас использовали разного рода отношения для того, чтобы с их помощью попытаться исцелиться от хронического чувства одиночества, наполняющего нашу жизнь. Мы использовали сексуальные и романтические отношения и дружбу, чтобы чувствовать себя в безопасности или не одиноко. Это чувство одиночества берет корни в чувстве покинутости, возникшего в нашей семье. Пока мы не получаем помощь, мы постоянно смотрим вовне и цепляемся за наркотики, игры, секс, работу или людей, чтобы чувствовать себя целостными, и этот способ не приносит нам удовлетворения. Зависимость от отношений представляет собой вирус созависимости, который проявляется в нас в форме нездоровых привязанностей.
Перечислите ваших партнеров, друзей и других людей, с которыми вы вступали в отношения. Отследите, какие шаблоны возникают в ваших отношениях. (Примечание: Некоторые взрослые дети практикуют «анорексию отношений», которая представляет собой избегание отношений, чтобы исключить малейшую возможность быть покинутым или испытать боль. Мы просим таких взрослых детей проанализировать отношения, которые сформировали в вашей жизни данный сценарий).
Таблица для проработки отношений
Кто | Что я надеялся получить от него | Что я получил | Мое зависимое поведение | Как закончились эти отношения |
|
|
|
|
|
Упражнение 8 — Проработка сексуальных отношений
Это упражнение помогает некоторым взрослым детям определить факты сексуального насилия. У тех, кто является жертвами инцеста, это упражнение может вызвать тяжелые воспоминания. Мы настоятельно призываем вас поддерживать контакт с вашим наставником или спонсором. Важно помнить, что не вы являлись причиной сексуального насилия. Многие взрослые дети приходят в замешательство при проработке этой темы, так как в момент сексуального насилия они были детьми. В то время они не обладали способностью объективно посмотреть на происходящее с ними, поэтому многие дети предполагали, что они явились причиной этих действий или спровоцировали их. Во взрослом возрасте эти детские воспоминания могут сохраниться и стать основой взрослой оценки того, что произошло. Если в детстве до вас дотрагивались, тискали, принуждали к сексуальным актам или отношениям, заставляли наблюдать за сексуальными сценами, это не было вашей виной, неважно в каких обстоятельствах это происходило и не важно, что при этом говорил взрослый или подросток, который принуждал вас к сексуальному насилию.
Некоторые взрослые дети выросли с осознанием своей виновности и стали воспроизводить по отношению к другим людям то, что в детстве было совершено по отношению к ним. Эти действия трудно и больно признать, но это признание не отлучает вас от сообщества взрослых детей. Вы не отлучаетесь от выздоровления благодаря исцеляющей благодати вашей Высшей Силы и принятию со стороны товарищества ВДА. Мы советуем вам переписать вашу инвентаризацию и включить в нее описание совершенного, но при этом мы предостерегаем вас от излишне подробного описания ваших действий на собраниях ВДА. Если ваши действия и чувства выходят из под контроля, мы советуем вам обратиться за профессиональной помощью.
Схема проработки сексуальных отношений
Насильник | Что произошло | Мой возраст в момент события | Кому я рассказал или не рассказал о случившемся? | Как прекратилось насилие? |
|
|
|
|
|
Передышка
Сделайте передышку и перечитайте Двенадцать Обещаний ВДА, которые приведены в начале Рабочей Тетради.
Аффирмация: Обещания ВДА составлены для меня, и они постепенно воплощаются в моей жизни. Я открываю свою истинную индивидуальность. Я извлекаю на поверхность стыд и другие дискомфортные чувства, не избегая их и не притворяясь. Во мне есть положительные черты, которые я постепенно открываю. Боже, как я понимаю Тебя, услышь мои молитвы. Я могу обращаться за помощью.
Упражнение 9 — Проработка отрицания
Для взрослых детей алкоголиков отрицание проявляется в том, как мы вспоминаем о насилии, пренебрежении или отвержении, которые нам пришлось пережить в детстве. Отрицание является защитным механизмом, который способствует прорастанию зерна семейной дисфункциональности в следующих поколениях. Чтобы помочь себе выполнить это упражнение, посмотрите на проработку упражнений по сексуальному насилию, подавленному гневу и чертам из Списка Грязного Белья. Не нужно приукрашать себя или обесценивать случившееся.
Ваше отрицание, возможно, касается наказаний, которые ваши родители применяли по отношению к вам, или кличек, которые вам давали родители или браться и сестры. Постоянные обвинения со стороны родителей также являются формой насилия, к которой многие из нас с возрастом привыкли и перестали рассматривать как насилие. Как часто наши родители сильно ругались или матерились при нас, не обращая внимания на то, как это влияло на нас в детском возрасте. А их ругань влияла на нас.
Вы также, возможно, находитесь в отрицании относительно своего поведения во взрослом возрасте. Мы призываем вас присмотреться к своей манере разговаривать и вести себя в отношении ваших детей, начальства, супруга или партнера. Какие слова вы используете? Каким тоном говорите? Какой посыл вы транслируете окружающим людям относительно их ценности? Просите ли вы прямо о том, в чем вы нуждаетесь, или прибегаете к манипуляциям, чтобы получить то, что вы хотите?
Упражнение по проработке отрицания состоит из двух упражнений. Первое касается того, как ваши родители или родственники обращались с вами. Второе включает в себя описание того, как вы обращались с другими людьми во взрослом возрасте.
В первом упражнении в колонке «что произошло» многие члены ВДА перечисляют инцест, прикосновения, грубые шлепки, угрозы в разговорах, но эта колонка не ограничивается исключительно такими явлениями. Она включает в себя также нездоровые реакции ваших родителей и ваши воспоминания о происходившем. Это упражнение поможет вам увидеть, как вы вспоминаете эти болезненные эпизоды годы спустя. Отрицание может проявиться, когда мы вспоминаем о вреде или насилии отрывочно. Если мы не воспроизводим все детали случившегося, мы склонны обвинять себя за насилие по отношению к себе или оправдывать это какими-либо причинами. Если вас насиловал брат или другой родственник, включите в это упражнение описание его поведения. Данное упражнение поможет вам восстановить факты событий, а также увидеть, насколько точно или неточно это событие описывалось вами впоследствии.
Что произошло (факт) | Мой возраст | Что я чувствовал по поводу случившегося | Родительская версия того, что случилось | Как я позже описывал то, что случилось |
|
|
|
|
|
Мое поведение: Размышления над Списком Грязного Белья
В этом упражнении вам предстоит увидеть свое собственное ранящее, небрежное или приносящее ущерб поведение. Это упражнение не простое, потому что большинство из нас не любит говорить о собственных проявлениях небрежности. Чтобы не клеймить себя в процессе выполнения этого упражнения, нам понадобится помощь Бога. Нам следует помнить, что у нас в душе есть мужество и что мы не воплощение зла и не самые ужасные. Учитывая то, что мы воспитывались в дисфункциональном окружении, нам следует понимать, что мы не могли вести себя по-другому. Наше взрослое поведение скопировано с нашего детства. Мы повторяем то, что наши родители совершали по отношению к нам, но между нами и нашими родителями есть колоссальная разница. Мы проливаем свет на свои постыдные действия и насилие в содружестве с ВДА и с нашей Высшей Силой. Мы признаем свое поведение с надеждой и с молитвой.
В этом упражнении мы пытаемся увидеть в своем поведении черты из Списка Грязного Белья. Большинство из описанных в нем шаблонов поведения оказывают такое же разрушительное воздействие на нашу жизнь, как и негативные качества характера. Например, мы проживали жизнь с позиции жертвы, но многие из нас при этом мучили окружающих людей, стремясь контролировать их или причинять им вред. Мы боялись лиц, обличенных властью, но мы сами стали лицами, обличенными властью, и внушали страх. Некоторые из нас совершали преступления, действуя против собственной воли. Мы совершали насилие и покидали.
В колонке «Что произошло», перечислите конфликты с родственниками, коллегами, супругами или партнерами. Причиняли ли вы боль другим людям? Превращались ли вы для них в лицо, обличенное властью? Случалось ли вам жестоко осуждать других людей? Сплетничали ли вы? Злые сплетни также могут наносить вред.
Таблица для проработки отрицания: Ваше поведение
Что произошло (факт) | Кто был вовлечен (ребенок, жена, другие) | Мой возраст в момент события | Мое восприятие и чувства относительно случившегося | Как я позже описывал то, что случилось |
|