Семинар по насилию
|
Литература сообществаВзрослых Детей Алкоголиков и детей из других дисфункциональных семей |
|
С Е М И Н А РКАК ОСТАНОВИТЬ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ(ВЕРБАЛЬНОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ)
Часть 1. Как распознать насилие. Виды и формы домашнего насилия.
Часть 2. Как прекратить насилие в семье. ( Скачать семинар одним файлом Nasilie.doc ) День 1.
Давайте дадим определение тому, что является домашним насилием:
Сегодня мы будем говорить в основном о взаимоотношениях взрослый-взрослый. Взрослый – это человек старше 15 лет. За последние годы исследователи и социологи обратили большое внимание на проблему домашнего насилия, т.к. во всем мире миллионы людей все больше и больше страдают от этого. Жестокость и насилие. Чем отличаются эти понятия? В английском языке под жестокостью понимается только физическое насилие, а все другие виды жестокого обращения называют насилием. Вследствие общественных традиций в семье, во многих странах мира, многие века культивировались взаимоотношения между супругами, а также между родителями, основанные на насилии. Именно из-за этого жестокость в семье разглядеть непросто. Женщины часто становятся жертвами насилия, и сами совершают насилие, даже не замечая этого, и не осознавая свою жестокость по отношению к партнеру.
Кого же можно назвать жестоким партнером?
Самым ярким критерием проявления жестокости в семье, дома - является то, что люди позволяют близкому человеку многое из того, что никогда не позволяют посторонним людям в отношении себя. Если человек старше 15 лет, то ни в коем случае нельзя ему позволять проявлений любого вида жестокости. Но, к сожалению, чаще всего этого не видит именно тот, в отношении кого проявляется жестокость, т.к. это осознается как вина: - «значит я сама такая, раз со мной так обращаются»; - «я никогда не смогу сделать моего мужа счастливым». И конечно нужно четко определиться, что жестокость – это не мужское качество. Женщины точно также могут быть жестоки по-отношению к мужьям. Вследствие разного подхода в воспитании девочек и мальчиков: - чаще взрослые мужчины злятся и орут, а взрослые женщины суетятся и стараются угодить. В современных условиях жизни женщины сами приучают мужчин действовать с жестокостью против себя. Незрелые, инфантильные, выросшие в деструктивных семьях мужчины: - точно знают, как заставить женщину служить себе. Нам необходимо осознать: - когда мужчина ведет себя жестоко в отношении женщины – это его ответственность; - ответственность женщины в том, чтобы не позволять этому происходить. А ответственными можно стать только тогда, когда мы учимся уважать себя.
Нам уже привычны слова: «ОБИДЧИК», «ЖЕРТВА» «Обидчиком» – мы называем человека, замышляющего и исполняющего зло в отношении другого человека. «Жертвой»**** - мы называем человека пережившего насилие над собой.
Я предлагаю отказаться вам от слова «жертва» - в отношении пострадавшего. Почему?
Я предлагаю вместо термина «жертва» использовать термин «мишень». «Мишеням» нужно понимать, что они не являются причиной жестокости своего «обидчика». «Мишени» просто позволяют этой жестокости проявляться. Я надеюсь, что введение этого термина поможет тем, кто страдает от насилия, сломать свое отрицание и признать правду.
Давайте определимся с целью жестокости. Чего хочет достичь злоумышленник? Он снимает с себя всякую ответственность, он контролирует другого человека своей жестокостью и его цель – разрушить самоуважение другого человека и чувство собственного достоинства. Жестокость не может проявляться круглосуточно. Она проявляется циклично, этапами.
Каждый раз, когда злоумышленник вступает в период «заглаживания вины», «жертва» верит, что наступили или вернулись хорошие времена, она получает дивиденты за свое страдание и надеется, что «обидчик» образумится, и теперь он будет хорошим. «Жертва» не хочет знать правду. Для нее даже после очень многих взрывов все еще не наступает осознание, что эти «американские горки» в ее жизни не кончатся до тех пор, пока она ведет себя как «мишень». На самом деле человеку, умышляющему и творящему зло можно дать только один шанс и только в период «заглаживания вины». В момент «взрыва» говорить, договариваться с «обидчиком» невозможно, - он никого не слышит.
Исследователи человеческих отношений дают нам представление о разнообразных формах проявления жестокости (домашнего насилия). В первую очередь это:
Цель нашего семинара – это осознание форм и видов насилия и жестокости. Если мы будем осведомлены и предупреждены о нашей роли в культивировании насилия и жестокости в близких отношениях, то мы сможем не доводить себя до физического насилия. Нам нужно всегда помнить, что физическое и сексуальное насилие возможны только тогда, когда оба партнера насытились всеми другими формами насилия, прошли их, овладели ими, попрактиковались в них – тогда и только тогда они срываются в пропасть жестокости – в физическое или сексуальное насилие.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ПРАВИЛО:
КОГДА ИМЕЕТ МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЕ ИЛИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ – ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – НЕМЕДЛЕННО ВЫЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ И ПРИНУЖДАТЬ ЗЛОУМЫШЛЕННИКА К ПОДЧИНЕНИЮ. Теперь я предлагаю вам рассмотреть, как мы во взаимоотношениях с партнером применяем тактики насилия, запуская тем самым «Колесо власти и контроля». Каждый из нас играет свою роль в пьесе жестокости, и мы всегда крутим это «колесо» вместе.
Давайте еще раз настроимся, что «жертва» или «мишень» – это не привилегия женского пола, и не качество только женщины, «насильник» или злоумышленник – это не привилегия мужского пола и не качество мужчины. «Колесо власти и контроля», запускают, когда один или оба партнера применяют друг к другу устрашения: «если ты…, то я…»
- пугает взглядами, жестами, действиями; - ломает вещи; - повреждает имущество; - жестоко обращается с домашними животными; - угрожает оружием.
- принижает, обесценивает партнера; - заставляет его плохо думать о самом себе; - обзывает его; - заставляет его думать, что он сошел с ума; - унижает его; - внушает ему чувство вины.
Контролирует жизнь партнера, с кем он видится и разговаривает, что читает, какие имеет убеждения, куда ходит, что носит, во что верит.
- не придает серьезного значения своей жестокости и не принимает всерьез беспокойство партнера по этому поводу; - утверждает, что насилия/ жестокости не было; - перекладывает с себя на других ответственность за свое жестокое поведение (если бы вы меня не злили, я бы с вами так не поступал); - обвиняет другого за то, что произошло.
- внушает партнеру чувство вины перед детьми; - заставляет детей передавать информацию партнеру; - изматывает партнера, заставляя воображать жуткие картины произошедшего с детьми; - угрожает забрать детей и уйти, не разрешает общаться с детьми, угрожает покончить со своей жизнью и жизнью детей
- обращается с ней как со служанкой; - единолично принимает серьезные решения; - ведет себя как «хозяин замка»; - единолично определяет, какую роль в семье должен играть мужчина, а какую женщина.
- не дает или не разрешает ей устроиться на работу или делает все, чтобы она не удержалась на работе; - заставляет просить у него/нее деньги; - определяет, позволить или нет, ей делать те или иные покупки; - отбирает ее деньги; - не платит за жилье, питается за счет партнера; - не позволяет ей/ему знать о величине семейного дохода и распоряжаться на равных семейным бюджетом.
- угрожает сделать что-то, что заденет ее/его, и/или исполняет свои угрозы; - угрожает бросить его/ее, покончить с собой, угрожает его/ее благополучию; - заставляет, принуждает его/ее отказываться от обвинений в свой адрес; - принуждает к незаконным действиям.
Когда мы заканчиваем круг вращения в колесе, мы, вновь запускаем следующий оборот колеса, переходя на более высокий уровень - устрашения, эмоционального насилия, изоляции, отрицания, использование детей, преимуществ мужского пола, экономического насилия и угроз. Мы уже не можем остановиться, и, в конце концов, доходим до обода колеса – физического или сексуального насилия. И здесь я хочу обратить ваше внимание на то, с каким багажом мы приходим в брак. Сейчас большинство из нас приходят в брак, имея высокую «толерантность» - терпимость, снисходительность к оскорблениям и насилию. Мы ее получили как наследство от своих родителей; по сути, мы приходим в брачные отношения, уже попробовав применять в отношениях с близкими людьми (родителями, братьями, сестрами, в школе, в д/саду) почти все виды и формы насилия, вплоть до физического и сексуального. Очень просто в браке сделать как первый шаг в «колесо власти и контроля», так и последний – ударив партнера или отказав ему в сексуальных отношениях, прикрываясь любыми предлогами, оправданиями или убеждениями в своей правоте.
К физическому насилию относят все виды воздействия на тело другого человека с целью устрашения, унижения, оскорбления, его человеческого достоинства. И здесь нет стандартов. Для одного подзатыльник или хлопок по попе ничего не значат, это привычная форма общения, а для другого человека это невыносимое оскорбление. Нужно только помнить, что многократно повторяющиеся незаметные оскорбления производят на душу человека такое же разрушительное воздействие, как одноразовое, сильное воздействие. На душу человека производят сильное воздействие не столько сила удара или увечья, сколько унижение человеческого достоинства. И в связи с этим мне хочется поговорить с вами, женщины, о том, как мы воздействуем на душу мужчины – отказывая ему по любому поводу в сексуальных отношениях. Этот вид жестокости не отличается от обычного физического насилия. Тело и душа – это инструменты наших взаимоотношений. Когда мы сами относимся к ним с пренебрежением, с жестокостью с непониманием, не замечая, не отдавая себе отчета в этом, мы обязательно пожинаем плоды, и часто эти плоды очень горькие.
На сегодня мы закончим нашу встречу упражнением. Мы будем отвечать на вопросы, которые предназначены для того, чтобы у вас самих сформировалось понимание происходящего нами. Давайте посчитаемся по 3 человека. А теперь все 1-ые ,2-ые и 3-ие номера объединитесь, пожалуйста. Поделитесь друг с другом примерами видов жестокости, которые вы испытывали в браке или сами проявляли жестокость. Из вашей группы выберите одного человека, который захочет поделиться своим рассказом с другими. Практика: Пожалуйста, расскажите… А теперь, мы вслух зачитываем вопросы: вопросы №1, 4, 7 зачитывает группа №1; вопросы №2, 5, 8 – группа №2; и №3, 6, 9 – группа №3, и вслух каждая группа отвечает на свои вопросы. И под конец нашей сегодняшней встречи, мы вслух зачитываем послесловие к упражнению №1 и обсуждаем его. Пожалуйста, поделитесь … Спасибо! Завтрашнюю встречу, мы посвятим с вами обучению – как выйти из «колеса власти и контроля», т.е. рассмотрим стратегии прерывания жестокости. Завтра мы с вами будем выполнять контрольную работу на понимание тактик насилия. Для успешного выполнения контрольной работы – задание на дом: ознакомьтесь подробнее дома с видами и формами жестокости и насилия.
День 2.
Начнем мы сегодня с выполнения Контрольной работы.
Контрольная работа По-очереди, начиная с 1го ряда, 1ый человек зачитывает вопрос №1, 2ой человек зачитывает ответы, затем 3ий человек отвечает. Если ответ не верен, ответ находим все вместе. Сейчас мы учились определять виды жестокого обращения и ущерб, который мы наносим другим или другие наносят нам. Эта контрольная работа дает нам понять, что в каждой ситуации очень важно – увидеть проявление жестокости, и научиться узнавать вид жестокого обращения.
Если мы научимся: 1. Распознавать жестокость 2. Брать ответственность за свой вклад в осуществление зломыслия 3. Строить границы своей безопасности, То мы сможем начать путь к освобождению от жестокости.
Еще раз давайте проработаем подробно тактики жестокости: 1. Вербальное насилие – через слова, обзывания (плохая мать, плохая жена, плохой отец и т.д.), издевки по поводу личности, унижения и обвинения в присутствии других людей по любому поводу. Блокирование темы разговора - уход в молчание, переворот темы «с ног на голову», утверждение противоположного. Вранье, втягивание в ссору, обесценивание партнера, вспышки ревности, недоверия, подозрительности.
Продолжение » |
Напишите нам |