ПЕРВАЯ ТРАДИЦИЯ
Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства ВДА.
(Скачать файлом Tradition1.doc)
Когда я пришел в Программу, я слышал, как люди говорят: "Делай как я, или я тебя брошу". Это было и моей жизненной позицией. Я действительно был озлоблен, я покидал, и не один раз. Каждый раз, когда я возвращался в группу ВДА, та же группа была все еще там же, поддерживая друг друга и двигаясь вперед. Сходство этих людей объединяло их. Я же убегал из-за наших различий.
Мое эго держало меня в плену моей болезни. Я хотел переделать этих людей и заставить их действовать по-моему, хотя и осознавал, что жить по-прежнему уже не могу. Я хотел сделать им то же, что когда-то сделали мне. Вскоре я обнаружил, что вовлечение других в зависимость от меня здесь не работает.
Когда я понял, что единство в программе необходимо для моего собственного выздоровления, я сделал первый реальный шаг из поведения выживания, усвоенного в детстве. Теперь я вношу свой вклад в общее благополучие группы, помогаю группе двигаться вперед, работая сообща с другими. Когда я сбиваюсь с пути выздоровления, моя группа ВДА сохраняет стабильность.
Сообщество ВДА - мой спасатель. Это мой основной источник выздоровления. Я держусь за программу, чтобы в случае необходимости прибегнуть к ее помощи. Я делаю все, что в моих силах, чтобы сообщество ВДА не распалось и осталось доступным для меня. Общее благополучие ВДА является первостепенной задачей, как для меня, так и для каждого из участников ВДА. В ВДА я увидел, что члены группы решают проблемы дружески. Однажды группа голосовала об изменении правила, согласно которому для служения в рабочем комитете требовался определенный срок выздоровления. Группа хотела назначить человека, который не имел необходимого срока. Решение группового сознания было принято, и правило было изменено в порядке исключения. Группа сочла, что польза от данного изменения перевешивала необходимость применения правила о сроке выздоровления. Другие ситуации могли отличаться от этой, но в этот вечер данное правило было временно отменено. Обсуждение проходило мирно, без конфликтов, с очень небольшими разногласиями. Все прошло настолько гладко, что некоторые из участников были потрясены тем, что исключение из правил было принято так быстро и спокойно. Когда в группе возникают разногласия, я просто выражаю свое мнение, а затем голосую, стараясь не контролировать результат. Вот так в ВДА поддерживается единство.
Понимание Первой Традиции
В процессе поиска своей ниши как сообщества, ВДА удалось создать прочное единство, в основу которого легла наша основная цель – донести весть о выздоровлении до взрослых детей, которые все еще страдают. Единство ВДА основано на нашем сходстве, а не на различиях. Взрослые дети приходят в сообщество из разных типов семей. Мы имеем различные точки зрения, но в то же время в основном мы схожи. Мы - группа людей, пострадавших в детстве от насилия и выживших, которые помогают друг другу выздоравливать и исцелять старые раны. Наши группы прошли через огонь, воду и медные трубы и стали жизнеспособным сообществом. Благодаря единству у групп появилась зрелость, которая помогала противостоять усиливающейся боли роста в Программе. Мы - сообщество взрослых детей из алкогольных и других дисфункциональных семей.
На первый взгляд кажется, что Первая Традиция ставит общее благополучие выше личного выздоровления. Рассматривая такую трактовку, мы должны спросить: «Можем ли мы иметь личное выздоровление без единства ВДА»? Наша Первая Традиция однозначно говорит: «Нет». Члены ВДА, работающие по Двенадцати Шагам, признают необходимость ставить выживание групп выше, чем собственные эгоистические потребности или обусловленное страхом желание контролировать других. В ВДА мы учимся сохранять безопасность для наших групп и гостеприимство.
Есть ли проблемы и конфликты на собраниях, где благополучие группы стоит на первом месте? Конечно. Но на таких собраниях проблемы и конфликты превращаются в возможность для выздоровления. Члены группы научились доверять друг другу и выражать несогласие, не конфликтуя. Участники группы доверяют коллективному процессу принятия решения, известному как групповое сознание.
Собрания ВДА включают в себя рабочие собрания, которые обычно проводятся до или после обычного собрания ВДА. На рабочих собраниях делают отчет о финансах группы и об общих делах группы. Группы ВДА, которые несут весть о выздоровлении в тюрьмы и лечебные центры, могут также обсудить свои потребности и вопросы организации собраний в этих заведениях. Эти встречи называются «собрания в больницах и учреждениях». Члены группы ВДА с опытом выздоровления проводят собрания в этих заведениях или помогают в организации таких собраний.
Рабочие собрания ВДА также предназначены для разрешения проблем групп. Такие обсуждения обычно называют групповым сознанием. При групповом сознании каждому участнику группы дается возможность поднять руку и высказать свою точку зрения по проблеме. Все участники группы равны, и каждый имеет возможность высказать свое мнение о путях решения проблемы. Групповое сознание подобно здоровой семье, ищущей решение, которое принимается с учетом мнения каждого или, по крайней мере, в принятии которого каждый может поучаствовать.
А как быть с теми группами, которые некоторые участники ВДА называют «нездоровыми»? Во-первых, группа не считается нездоровой лишь потому, что это утверждают один или два человека. Нездоровые группы ВДА обычно не существуют долго, но даже те из них, которым удается не закрыться, обладают несколькими схожими чертами. Проблемы на нездоровых и конфликтных группах можно разделить на три категории: личные ссоры между членами ВДА; подозрения о нецелевом расходовании пожертвований группы или чрезмерный контроль над группой со стороны старых участников программы, убежденных в своей правоте. Есть и другие сценарии, из-за которых группа может попасть в категорию «нездоровой», вышеперечисленные варианты встречаются чаще.
Выслушивая жалобы участников о собрании или о группе в целом, может сложиться впечатление, что собранием руководит небольшая группа людей. Иногда может показаться, что один человек властвует над группой. Когда это происходит, то единство группы нарушается, так как нарушается принцип равенства всех участников группы. Будущее группы находится в зависимости от ее способности привлекать новых участников. Если становится очевидным, что группой управляют несколько человек, то оставшимся членам группы желательно набраться храбрости и обсудить это. При этом высказаться лучше всем, а не одному человеку. Тем, кто считает, что их группа не соблюдает принципы ВДА, следует обсудить это между собой, со спонсором или другом. Необходимо также помолиться о принятии нужного решения, которые должны приниматься в соответствии с принципами единства и мирного разрешения вопроса. Постарайтесь избежать резких высказываний. Не допускайте склок и сплетен, которые могут внезапно всплыть на рабочих собраниях.
Если члены группы действуют необдуманно, группа ВДА может прекратить свое существование. Группа увядает, потому что участники группы не могут применить принципы Двенадцати Шагов и Двенадцати Традиций в своей жизни настолько глубоко, чтобы поставить групповое сознание на первое место.
Если удается договориться, группа меняет направление и обретает новую силу. Члены группы собирают рабочее собрание, чтобы обсудить единство группы, а также имеющиеся проблемы. Если участники группы смиренны и ценят свою группу, то Высшая Сила будет сопутствовать обсуждению и укажет путь для сотрудничества и выживания. Мы видели, как это случалось много раз в истории групп ВДА, когда единство уступало место личной выгоде.
Члены группы, которые когда-то полагали, что они не смогут ужиться друг с другом, обнаружили, что различия между ними не так важны, когда речь идет о выживании группы. Они понимают, что группа страдает, когда члены ВДА не в состоянии сотрудничать ради общей цели. Когда группа «болеет», болеют и отдельные ее участники, так как они не могут выздоравливать в одиночку.
Члены ВДА, которые не ладят между собой или не ставят группу на первое место, могут стать причиной срыва для других членов группы. Терзаемые чувством обиды, участники группы, находясь в конфликте, прибегают к деструктивным инструментам: манипуляциям, сплетням и нечестности. Члены ВДА могут вести нечестные игры, когда они полагают, что им угрожают; вне зависимости от того, реальна эта угроза или нет. Мы в совершенстве овладели навыками подпольной борьбы и вербальной агрессии в школе выживания своей семьи.
Срыв взрослого ребенка может привести к возвращению к дисфункциональной модели, усвоенной в семье. Когда участник ВДА покидает сообщество из-за спора или обиды, он может столкнуться с другими зависимостями взрослого ребенка. Взрослый ребенок в состоянии срыва может впасть в пищевую зависимость, наркоманию, сексоголизм, игроманию, безумные траты или другие компульсивные и одержимые состояния. Иногда срыв в ВДА принимает форму изоляции или отказ общаться с кем-либо. Во время срыва нас может отбрасывать назад к характерному поведению ВДА - страху авторитетных личностей, беспощадному самоосуждению, терпимости к оскорблениям. Мы, возможно, изменили что-то в наших наиболее нездоровых шаблонах поведения, но в срыве некоторые из нас возвращаются к еще более разрушительному или компульсивному образу жизни. Наши черты выживания, усвоенные в детстве, могут вернуться в более острой форме, чем до начала выздоровления, и причинить нам сильную эмоциональную боль.
Означает ли Первая Традиция, что участники ВДА должны отказаться от своей индивидуальности или личного выздоровления ради единства? Должны ли мы думать и делать «как все» для общей пользы? Напротив, члены группы обычно обнаруживают, что их индивидуальность находит уважение и принятие в ВДА. Наибольшую поддержку для своего роста и индивидуальности они находят именно в группах, которые работают по принципу единства. Мы, люди с дисфункциональным детством, возможно, не имели здорового опыта решения проблем и принятия решений. Многие члены ВДА впервые в жизни пробуют формулировать свое мнение и конструктивно вести дискуссию именно на рабочих собраниях ВДА. В детстве бывало, что нас просили помолчать или ругали за разговоры. В ВДА наоборот нас просят высказываться и выражать свои взгляды. Нас поощряют обретать наш истинный голос и индивидуальность. Нам предлагают вносить вклад в единство сообщества своими взглядами и мнениями.
Письменная проработка и обсуждение:
1. Как Вы себя чувствуете, когда участники группы уважительно выражают свое мнение, договариваются друг с другом, разрешают свои противоречия и спокойно относятся к тому, если с ними вежливо не соглашаются?
2. Если Вы чувствуете, что втягиваетесь в борьбу «не на жизнь, а на смерть» по программным вопросам, что вы можете сделать, чтобы изменить свое поведение?
3. Что Ваша группа делает верно? По шкале от 1 до 10 оцените степень единства в вашей группе?
4. Как можно улучшить вашу группу, интергруппу, комитет ВДА?
5. Каков духовный принцип Первой Традиции?
Иллюстрация Первой Традиции
Нарисуйте плакат или компьютерную картинку к этой Традиции.
Медитация:
Высшая Сила, я - наделенный доверием исполнитель, стремящийся поддержать мою группу ВДА и ее главную цель. Пожалуйста, не дай мне забыть о том, что жизнь моего Сообщества и мое выздоровление зависят от моей готовности ставить благополучие группы выше моей собственной воли. Помоги мне признать единство.