Позитивное видение человека.
Если кто-то ищет здоровье – спроси его сперва, готов ли
он в дальнейшем расстаться со всеми причинами своей
болезни, - только тогда ты сможешь ему помочь.
Сократ.
Те важные проблемы в нашей жизни, с которыми мы
сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне
мышления, на котором мы находились, когда их создавали.
А. Эйнштейн
Наступили новые времена, и нам необходимо меняться вместе с ними.
Наше внимание теперь должно быть направляемо не на лечение болезней, а на поддержание здоровья.
До недавнего времени современная медицина была медициной заболеваний, задачей которой было исследование условий развития, закономерностей и возможностей передачи заболеваний.
Современная медицина, которая развивалась на основе развития Западной цивилизации - рассматривала человека как машину, которую нужно отремонтировать, при этом ее нужно смазать, удалить испорченные детали и поставить новые.
Лечение в психической сфере проводилось только в случае крайней необходимости.
Однако сейчас мы уже не можем обходить тот факт, что примерно 60-80% всех заболеваний обусловлены психикой человека.
Такие заболевания, как:
- головная боль,
- желудочно-кишечные расстройства,
- нарушения сна,
- ревматические боли,
- бронхиальная астма,
- сердечная недостаточность,
- сексуальные расстройства,
- депрессии,
- фобии,
- навязчивые состояния и т.д.
все чаще рассматриваются с точки зрения переживаний и переработки психических и психосоциальных конфликтов.
При этом стремление перейти к поддержанию здоровья, к новому, предупреждающему болезни мышлению, овладевает умами все большего количества людей.
Во всех случаях душевных или физических заболеваний можно видеть взаимосвязь между заболевшим человеком и его семьей: - его родителями, его детьми, его партнером; и даже более того – его окружением: его коллегами по работе, его начальником, его лечащим врачом, его священником и т.д.
На передний план работы с заболеванием выдвигаются те проблемы, которые в данный момент переживает человек; те конфликты, которые человек перерабатывает или отрицает; та агрессия, которую он проявляет сам или испытывает от других людей.
Этот подход и называется новым позитивным видением человека.
Позитивный – (лат. рositum) – действительный, означает здесь – исходящий из действительности.
Позитивное видение человека предполагает знание о страданиях, заботах, печалях, конфликтах и болях человека.
Оно также рассматривает позитивную сторону болезни – чему она пришла научить человека.
Модель позитивного видения человека не стремится первично объяснить саму болезнь, а старается понять человека в той жизненной ситуации, в которой он заболел.
Она не следует за последствиями (болезнью), а старается понять причины, которые привели человека к болезни, а так же помогает раскрыть имеющиеся у каждого человека способности к преодолению проблем и конфликтов, т.е. дает человеку шансы на изменения.
Как зерно пробивает себе путь в окружающей среде, взаимодействуя с землей, солнцем, дождем, садовником и т.д., так и человек развивает свои способности в тесном взаимодействии с окружающим его миром.
Каждый человек приходит в мир, уже обладая двумя БАЗОВЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ:
1. Способностью к познанию (когнитивность).
2. Способностью к любви (эмоциональность).
1. Способность к познанию означает способность учиться и учить. Маленький ребенок, как только научается говорить, тут же начинает задавать тысячи вопросов, он интересуется не только тем, что снаружи - то, что его окружает, но и тем, что он такое, откуда он, для чего он.
Особенность человека ставить различные вопросы, и искать на них ответы и является проявлением когнитивности. Из способности к познанию развиваются вторичные способности, такие как пунктуальность, чистоплотность, аккуратность, послушание, вежливость, честность/открытость, верность, справедливость, трудолюбие/деятельность, бережливость, обязательность, точность/добросовестность.
2. Способность к любви означает способность любить и быть любимым.
Оба компонента одинаково важны: способность активно устанавливать эмоциональные отношения (любить) и способность эмоциональные отношения принимать и поддерживать (быть любимым). Способность к любви не равнозначна в своих проявлениях в зависимости от того на кого она направлена.
Если мы что-то изучаем, приобретаем, создаем, то цель и смысл этой деятельности зависят от того, для чего и для кого мы это делаем – для самих себя, для нашего партнера, для своих близких, для своих коллег, для своей фирмы, для своей страны, или для всего человечества.
Способность к любви ведет в своем дальнейшем развитии к первичным (или базовым) способностям: умению любить, быть примером, иметь терпение, уделять время кому-то или чему-то, умение устанавливать контакты, проявлять и принимать нежность и сексуальность, умению сомневаться, приобретать уверенность и устанавливать единство.
Вместе первичные (базовые) и вторичные (социальные) способности мы называем актуальными способностями, потому что они постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях.
Все другие способности могут быть развиты из актуальных способностей
Каждый человек с самого рождения обладает актуальными способностями, которые открывают ему огромные возможности.
В зависимости от физического состояния, окружающей среды и времени, в котором живет человек, эти способности проявляются в каждом человеке индивидуально, создавая его неповторимость. Это означает, что по своей сути – каждый человек хороший, добрый и уникальный.
Актуальные способности даны каждому человеку как нормы поведения и жизни, и они являются измерениями развития человека, которые усиливаются или подавляются благотворными или тормозящими условиями окружающей среды.
Перечень первичных и вторичных способностей
Первичные способности
1. Способность любить.
2. Способность выбирать образец для подражания.
3. Способность иметь терпение.
4. Способность управлять своим временем.
5. Способность устанавливать контакты с окружающим миром.
6. Способность доверять.
7. Способность к сексуальности.
8. Способность надеяться на лучшее.
9. Способность к вере/религии.
10. Способность учиться на своих ошибках.
11. Способность верить в себя.
12. Способность строить близкие отношения, объединяться, жить в команде.
Вторичные способности
- Пунктуальность.
- Чистоплотность.
- Аккуратность.
- Послушание
- Вежливость.
- Честность.
- Верность.
- Справедливость.
- Усердие/деятельность.
- Бережливость.
- Точность, обязательность.
Наши актуальные способности (их развитие или недоразвитость) очень сильно влияют на такие важные для человека категории как:
· чувство самооценки
· комплекс неполноценности
· вредные привычки (нежелательное поведение)
Самым решающим фактором для обретения душевного равновесия, обретения уверенности в себе и освобождения от вредных привычек является способность мыслить позитивно, творчески. Если такое качество человеком утрачено, то его можно восстановить только возвратив себе способность к любви (т.е. свою эмоциональность).
Давайте теперь подробнее рассмотрим наши актуальные способности.
Базовые способности.
1. Способность любить.
Это способность к позитивным эмоциональным отношениям, которая может быть направлена на несколько объектов в разной степени выраженности.
Человек с рождения обладает способностью любить другого и способностью вести себя так, чтобы быть любимым. Важнейшие формы проявления любви- это терпение и время.
Как об этом спрашивают.
· Принимаешь ли ты себя (свое собственное тело)?
· Принимаешь ли ты своего партнера (его тело, его чувства, его мысли, его поступки)?
· Хочешь ли ты полностью обладать своим партнером?
· Чувствуешь ли ты себя тревожно и стесненно в коллективе?
· Что движет тобой, когда ты делаешь добро другому?
· Как ты считаешь, любили ли тебя родители в детском и юношеском возрасте?
· Щедро или скупо проявлялись в вашем доме ласки, нежность, любовь?
· Если ты любишь своего партнера, ведешь ли ты себя так, чтобы быть любимой?
· Можешь ли ты дарить другому любовь и нежность?
Симптомы расстройства способности любить.
1. Страх перед любовью.
2. Страх лишиться любви.
3. Неуверенность.
4. Недоверие.
5. Ревность.
6. Чрезмерные ожидания.
7. Завышенные требования.
8. Капризы.
9. Узкий круг общения.
10. Сексуальные расстройства.
11. Эмоциональная закрытость.
12. Уклонение от общения.
13. Беспомощность.
14. Паника.
15. Депрессия.
16. Фобии.
1. Способность выбирать образец для подражания.
Это способность подражать другим или самому являться примером для подражания.
Подражать можно не только поведению, но и чувствам, установкам, поступкам, которые человек считает для себя важным и подражая, мы научаемся. Ребенок подражает своим родителям, если его подражание позитивно поощряется, и прекращает подражать, если подражание наказывается.
Но во взрослом возрасте нужно помнить:
1) Каждый наш поступок может быть примером для других, так что ведите себя осознанно!
2) Даже то, что вы переняли когда-то от лучшего примера для подражания, периодически нуждается в пересмотре, так что смотрите своими глазами, слушайте своими ушами, думайте своей головой.
Как об этом спрашивают.
· Как ты считаешь, в чем ты являешься примером для подражания для своего партнера, своих друзей, своих детей?
· Какой человек, образец, писатель, девиз является твоим идеалом?
· Хочешь ли ты быть таким, как все?
· Кто из твоих родителей был для тебя образцом для подражания.
· Находишь ли ты в себе (или в твоем партнере) черты и поступки, которые напоминают родителей, друзей, знакомых?
· Способен ли ты рисковать?
· Кто из вас с партнером является в большей степени образцом для подражания?
Симптомы расстройства способности к подражанию.
1. Тенденция к патологическому подражанию.
2. Ограниченность собственной способности к суждениям.
3. Категорическое отвержение примеров для подражания.
4. Колебания между любовью и ненавистью.
5. Стеснительность.
6. Идеализация.
7. Завышенные ожидания.
8. Разочарования.
9. Проблемы самооценки.
10. Финансовые трудности.
11. Несчастные случаи.
12. Травмы.
2. Способность иметь терпение.
Это способность принимать себя, других и ситуацию такими, как есть. Терпение равнозначно способности ждать, принимать партнера и его собственные пути, несмотря на возникающие сомнения и первоначальные ожидания, переносить частичное удовлетворение своих потребностей и уделять время другим.
Способность быть терпеливым заложена в человека с рождения. Принципиально нетерпеливых людей нет. В процессе воспитания человек может выработать в себе нетерпеливое отношение к непунктуальности, неаккуратности, транжирству, неверности, лени и т.д.
Как об этом спрашивают.
· Кто из вас с партнером более терпелив или кто из вас быстрее выходит из себя?
· В каких ситуациях и по отношению к кому ты становишься нетерпеливым?
· Что ты ощущаешь, когда партнер теряет терпение?
· Умеешь ли ты ждать?
· Легко ли ты теряешь самообладание?
· Кто из твоих родителей был более терпеливым?
· Как ты реагируешь на проявление нетерпеливости твоими детьми?
· Как реагировали твои родители, когда ты проявлял нетерпение?
Симптомы расстройства способности быть терпеливым.
1. Терпение из страха осуждения, отказа в любви.
2. Нетерпение.
3. Непоследовательность.
4. Продолжение »