Литература сообщества 

Взрослых Детей Алкоголиков и детей из других дисфункциональных семей

На предыдущую страницу

4 шаг ВДА.

Продолжение (2)

(Скачать файлом Step4.doc)

Задания по Четвертому Шагу и рекомендации по их выполнению

Ниже приведены задания и рекомендации по их выполнению, которые помогут вам пристально изучить последствия воспитания в дисфункциональной семье. Задания включают в себя исследование черт выживания, секретов, вреда, обид, сексуального насилия и пост-травматических стрессовых расстройств. Большинство членов ВДА страдают той или иной формой пост-травматического стрессового расстройства (ПТСР), которое чаще всего проявляется в чрезвычайной недоверчивости к тому, что нас окружает, или пристального внимания к словам и действиям других людей. Такое поведение является последствием того, что в детстве нам по большей части приходилось быть настороже.

Честность с самим собой и мужество являются принципами Четвертого Шага. Мы напоминаем вам о том, что при проведении самоисследования критически важно не только быть честным и внимательным к деталям, но и снисходительным по отношению к самому себе. Большинство взрослых детей не испытывает затруднений с перечислением своих недостатков и чувствуют чрезмерную ответственность в отношении действий других людей. Главным является противопоставить недостаткам свои положительные черты, даже если вам и кажется, что у вас их нет. У вас есть достоинства. Эти упражнения помогут вам найти ресурс и уравновесить недостатки достоинствами.

Мы рекомендуем вам по мере выполнения упражнений по Четвертому Шагу поддерживать постоянный контакт с вашим спонсором или консультантом. Для того, чтобы оставаться сконцентрированными на том, что вы делаете, посещайте собрания, общайтесь по телефону и по электронной почте. Четвертый Шаг дает вам возможность установить, что происходило с вами в детстве. Мы проживаем этот процесс в атмосфере любви, понимания и поддержки. Именно это отличает нашу сегодняшнюю жизнь от того, как мы жили в детстве, когда мы не могли говорить, доверять или чувствовать. В Четвертом Шаге мы можем и то, и другое, и третье благодаря поддержке ВДА и Бога как мы Его понимаем.

Распознавание своих чувств

Прежде чем начать выполнять упражнения по Четвертому Шагу, прочитайте приведенный ниже список чувств.В нем описаны проявления различных чувств на уровне телесных ощущений. Это может пригодиться вам для выполнения последующих упражнений.

Мы не только заглушаем свои чувства или отстраняемся от них, но еще и испытываем трудности с пониманием как самих чувств, так и того, что они означают. Многие из нас при виде длинного списка чувств и их описаний застывали в недоумении, не понимая значения этих слов. Мы испытываем неловкость относительно собственных чувств, потому что называть и проживать свои чувства является для нас новым опытом. Когда мы были детьми и подростками, наши чувства формировались в зависимости от настроения и действий родителей. Мы были сверхчувствительны по отношению к тембру голоса родителей, к их движениям и жестам. Мы наблюдали за поведением родителей, чтобы понять, что мы должны (или не должны) чувствовать. К моменту прихода в ВДА многие из нас не подозревализнали, что чувствовать – это нормально, и что наши чувства могут не совпадать с чувствами близких нам людей. В ВДА мы узнаем, что наличие собственных чувств является нормальным явлением. Если кто-либо из близких нам людей расстроен или зол, мы можем испытывать сопереживание по отношению к нему (к ней), но мы не обязаны сами расстраиваться или злиться вместе с этим человеком. Мы можем поддержать этого человека в отношении его (ее) чувств, но мы не обязаны проживать или «улучшать» его (ее) чувства. Это стало для нас открытием. Данный шаг является ключевым в признании наших собственных чувств и осознании, как по-настоящему поддержать близкого человека, не впадая в нездоровую зависимость.

Помимо описанных выше проблем, наши родители или родственники часто использовали слова, описывающие чувства, не по назначению, искажая их истинный смысл. Это несоответствие искажало реальность и практически делало невозможным распознавание наших чувств во взрослом возрасте. Часто наши родители оскорбляли нас вербально или физически и называли это любовью или заботой. «Я делаю это исключительно из любви к тебе», говорили нам родители. «Не чувствуй это, это неправильно» было еще одним способом показать при общении с нами, что наши чувства ничего не значат.

Многие члены ВДА говорят о «смешивании» своих чувств до прихода в ВДА. Они рассказывают, что выражали свои чувства наскоком, одновременно, превращая их в одну неразборчивую эмоцию. Например, злость, стыд, радость или беспокойство выражали слезами. Они вспоминали, что плакали, когда были злы, но также и когда чувствовали эмоциональный подъем. По их словам, у них «не было отдельных чувств, а было одно неразборчивое чувство».

В то же время многие члены ВДА склонны отрицать наличие чувств или испытывают трудности с их идентификацией. Они говорят о замороженности чувств и о смущении при малейшем упоминании чувств. Привеженный ниже список предлагает общие определения свыше десятка чувств применительно к проблеме ВДА. Определения взяты из группового опыта сообщества ВДА.

  1. Любовь – ощущение, что тебя ценят, понимают и слышат. Что тебя слушают. Чувство защищенности при общении с другим человеком. Ощущение тепла в сердце. Ощущение легкости в теле.
  2. Страх/гнев – страх, как правило, прячется под маской гнева. Страх выражается в сильном сердцебиении, расширенных зрачках, учащенном дыхании, ощущении стянутости кожи, чрезвычайной настороженности. Гнев – это стиснутые челюсти, грудные спазмы, зубовный скрежет, расширенные зрачки, злые мысли.
  3. Стыд или угрызения совести – сильное ощущение собственной виновности, неправоты, ущербности из-за самого факта своего существования. Отсутствие целостности. Ощущение жжения в желудке. Ощущение, что тело съеживается. Боли в области живота и/или грудной клетки. Пересохшее горло. Трудно говорить. Тяжесть в груди и затрудненное дыхание. Ощущение, что все окружающие пристально смотрят на тебя.
  4. Вина – ощущение дискомфорта или сожаления по поводу ошибочных или небрежных действий по отношению к окружающим. Ощущения вины отличается от чувства стыда тем, что вина обычно возникает в результате совершенного нами действия, а не из-за самого факта нашего существования.
  5. Веселье – окрыляющее чувство благодушия или хорошего настроения. Смех, улыбки. Эйфория, как от химических веществ.
  6. Покинутость – чувство потери, оставленности, ощущение, что тебя вычеркнули, забыли, унизили, предали, ощущение собственной уязвимости. Ощущение собственного ничтожества, как будто превращаешься в крохотную точку. Чувство, как будто ты – потерянный корабль в безбрежном океане.
  7. Неловкость – эмоция, возникающая из ощущения, что ты у всех на виду, пойман с поличным, не такой как все, выглядишь посмешищем. Чувствуешь, что заливаешься краской. Становится жарко, ты краснеешь. Прерывистое дыхание. Спазмы в животе.
  8. Предательство похоже на чувство покинутости. Чувствовать себя обманутым, разочарованным, одураченным. Испытывать боль, направленную вовнутрь. Слабость в ногах. Нет сил для молитвы.
  9. Удовлетворенность – чувство внутренней наполненности, спокойствия, отсутствие волнения, доверие. Находиться в текущем моменте. Отсутствие любопытства. Чувствовать себя в своей тарелке. Твердо стоять на земле, иметь опору.
  10. Надежда – ожидание, что все наладится, доверие себе и другим, энергетический ресурс увеличивается. Дышать становится легче. Внутренний «зеленый свет».
  11. Вдохновение – чувство надежды и восхищения любьми и событиями. Цвета кажутся ярче, проблемы воспринимаются в реальном свете. Ощущение энергии в теле. Легкость в ногах. Решения кажутся осуществимыми, препятствия - незначительными.
  12. Унижение – ощущение, как будто тебя вывернули наизнанку и выставили напоказ, подвергли насилию, уничтожили действиями других людей или своими собственными. Ощущение пустоты.
  13. Потеря или печаль - ощущение, как будто чего-то лишился, тоска по чувствам, неуверенность в принятии решений. Похоже на школьный двор без ребятни.
  14. Радость – ощущение интегрирования черт выживания/шаблонов поведения. Как будто выходишь из темноты своей души и обретаешь почву под ногами. Разбитая на части личность снова стала целостной. Умиротворение. Признание своей Истинной Личности. Уверенность, что ты можешь доверять себе. Ты видишь свет в себе и в других. Энергия и теплота наполняют тело.

Шкала интенсивности чувств

При подготовке приведенного ниже упражнения, выберите три названия чувств. Оцените каждое выбранное чувство по шкале от 1 до 10, где 10 означает самую высокую степень интенсивности. Вы можете выбрать чувства, которые испытываете в настоящий момент, или те, которые вы испытывали в прошлом. Постарайтесь как можно подробнее вспомнить эти чувства. Вспомните, в какой обстановке, в каком месте вы испытывали это чувство. Что при этом говорилось и как это было произнесено? Что происходило? В котором часу это было, какая была погода? Что на вас было надето?

Если вам трудно определить ваши чувства, представьте себе кинофильм, в котором показывают чувства грусти, радости или злости. В какой сцене появится это чувство? Что приведет к тому, что это чувство возникнет?

Работая над этим упражнением, один из членов ВДА признался, что испытывал детскую покинутость, когда он оказался в пустом школьном дворе. Другой взрослый ребенок рассказал, что чувства могут быть вызваны цветом, запахом, тенью.

Пример шкалы интенсивности чувств:

Название чувства: ________________________

                                   1   2   3   4    5   6   7   8   9   10

Упражнения по Четвертому Шагу:

  1. Проработка по Списку Грязного Белья (черты выживания)

Ниже приведены 10 шаблонов поведения, присущих взрослым детям. Выберите или обведите в кружок черты характера, которые вам присущи, и опишите, как эта черта проявляешься в вашей сегодняшней жизни.

Пример:

Черта 1: Мы стали одинокими и испытываем страх перед людьми и лицами, обличенными властью.

«Моя мама всегда была пьяной и агрессивной, и я чувствую смушение, когда сегодня рядом со мной оказываются злые или грубые люди».

Начните (обведите черты, которые вам присущи):

  1. Мы находимся в изоляции и испытываем страх перед окружающими, особенно теми, кто обладает властью.
  2. Мы постоянно ищем одобрения и в процессе этого поиска потеряли свою индивидуальность.
  3. Мы испытываем страх перед агрессивными людьми или любой формой личной критики.
  4. Чтобы заполнить нашу внутреннюю пустоту и заглушить страх покинутости, мы либо сами стали алкоголиками, либо связали жизнь с алкоголиками или с другими компульсивными зависимыми личностями, например, работоголиками.
  5. Мы смотрим на жизнь с точки зрения жертвы, в любовных и дружеских отношениях нас привлекает слабость.
  6. У нас слишком развито чувство ответственности, нам проще сосредоточиться на других, нежели на себе. Это позволяет нам не замечать свoи собственные недостатки.
  7. Когда мы защищаем себя, мы испытываем чувство вины.
  8. Мы зависимы от эмоций.
  9. Мы путаем любовь с жалостью и склонны «любить» людей, которые вызывают у нас жалость или желание спасать.
  10. Из нашего травматического детства мы вынесли привычку подавлять свои чувства, и в результате потеряли способность чувствовать или выражать свои чувства, так для нас это стало слишком болезненным.
  11. Мы слишком строго оцениваем себя, и у нас очень низкая самооценка.
  12. Мы являемся зависимыми личностями, которые испытывают страх быть покинутыми и готовы на любые жертвы в отношениях, только бы не испытывать болезненное чувство покинутости, которое выработалось у нас за время жизни с больными людьми, которые всегда были для нас эмоционально недоступными.
  13. Алкоголизм является семейным заболеванием, и мы становимся созависимыми, принимая на себя симптомы заболевания, хотя мы сами не пьем.
  14. Созависимые обычно не действуют, а реагируют на действия других.

Упражнение по Списку Грязного Белья

Опираясь на Список Грязного Белья, заполните как можно подробнее колонки в таблице. В колонку «Событие» записывается событие из детства, которое приходит вам на ум и помогает понять, как сформировалась какая-либо черта их списка грязного белья. Некоторые черты формировались в нас в течение длительного времени. Вы ищете события, фразы или разговоры, в которых родители проецировали на вас свои собственные сомнения, страхи или негативное мышление.

Именно такие события способствуют развитию со-алкоголизма и дисфункции. Со-алкоголизм – это хронический страх и искаженное мышление семьи, которые передались нам. Они подпитывают созависимость.

Не отчаивайтесь, если вы не сможете заполнить все колонки. Если у вас не получается заполнить колонки, заведите блокнот и записывайте в него, что ваши родители говорили о вас, других членах семьи, или окружающих людях. Носите с собой этот блокнот и записывайте в него мысли, как только они приходят вам на ум. Вы можете пользоваться списком чувств, приведенным на предыдущих страницах, он поможет вам заполнить колонку «Что я чувствовал».

 

Событие

Причина события

Что я чувствовал (описание чувства)

Реакция внутреннего ребенка

Какая черта сформировалась (из списка 14 черт)

 

Пример:

 

Как мог развиваться страх лиц, обличенных властью.

 

Событие

Причина события

Что я чувствовал (описание чувства)

Реакция внутреннего ребенка

Какая черта сформировалась (из списка 14 черт)

Отец кричит на меня или обвиняет меня за ошибки

Он утверждает, что я не слушал его.

Страх, ощущение себя ничтожным

Ком в животе/ затрудненное дыхание

Страх лиц, обличенных властью и критическое отношение к себе.

продолжение см. ниже...

 

Напишите нам

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *: