На предыдущую страницу
4 шаг
(Продолжение 3)
(Скачиваем тут Step4.doc)
- Проработка семейных секретов
Практически у каждой дисфункциональной семьи есть история или образ, который члены семьи демонстрируют друзьям и внешнему миру. Например, «Основными ценностями семьи Родригесов являются образованность и движение вперед. Мы никогда не отступаем перед трудностями», заявляет семья. Другая семья говорит: «Семья Уилсонов – трудяги, и мы держимся вместе какие трудности бы ни возникали на нашем пути».
За фасадом благополучной истории прячется реальность дисфункциональной семьи. В ней масса секретов, недоговоренностей и изъянов, противоречащих внешнему образу семьи. Семейное отрицание поддерживает семейный имидж и скрывает тайные истории. В этом упражнении мы предлагаем вам перечислить семейные секреты. Эти секреты могут включать в себя попытки родителей скрыть зависимость, сальные прикосновения, денежные махинации, ложь и измены. В некоторых случаях незначительные на первый взгляд события могут представлять собой секреты. Перечислите на листе бумаги все свои воспоминания, случаи и недомолвки, которые свидетельствовали о наличии семейных секретов или шли вразрез с внешним имиджем семьи.
- Проработка стыда
Большая Книга Анонимных Алкоголиков утвержает, что «Обида является самым большим обидчиком. Она разрушает алкоголиков больше, чем что-либо еще».
В ВДА мы считаем, что самый главный враг выздоровления – это стыд. Мы знаем, что стыд обладает таким мощным воздействием, что несколько капель стыда могут стать причиной потери своего «я» на долгие годы. Стыд часто предшествовал покинутости и являлся, пожалуй, второй наиболее болезненной травмой, которую нам наносило воспитание в нездоровой семье. Стыд и покинутость служат нам спусковым механизмом, который толкает нас искать любовь и безопасность вовне. Этот механизм основан на страхе, и наш поиск любви и безопасности в других людях, местах или событиях никогда не был успешным. Стыд ослепляет нас и не дает увидеть, что любовь внутри каждого из нас лишь ждет своего часа.
Стыдить ребенка – означает покидать ребенка. Взрослый может вызвать у ребенка чувство стыда и тем самым покинуть его, даже физически не выходя из комнаты, так как пристыженный ребенок остро чувствует себя нелюбимым и одиноким.
Взрослые дети не только ощущают стыд на клеточном уровне, но также заряжены подсознательным стыдом. Это означает, что большинство из нас ощущают себя нелепыми, неловкими или «не такими», даже не вступая во взаимодействие с другим человеком. Мы не только чувствуем стыд. Но мы считаем, что имено мы сами и является причиной стыда. Когда во взрослом возрасте нам бывает стыдно, мы как бы наполняемся стыдом подобно гигантскому колоколу. Мы можем ощутить стыд через жжение в желудке или пылающее лицо. Когда мы наполнены стыдом, мы как будто уходим в себя и не видим ничего вокруг. В некоторых случаях стыд, направленный вовнутрь, становится таким сильным, что у взрослого ребенка начинаются зрительные расстройства и искажается восприятие. Освещение в комнате может казаться более ярким или плотным, выражения лиц окружающих людей часто напоминают маски. Стыд такого характера накапливался в нас в течение многих лет, но он может уменьшится с помощью ВДА и нашей Высшей Силы.
Список стыда
Перечислите случаи, когда вы чувствовали стыд из-за ваших родителей или опекунов. Стыд может проистекать не только из сексуального насилия или жесткого обращения, но и из спокойно высказанных вашими родителями суждений о вашем облике, речи, одежде и манерах. Стыд может быть вызван нотками сарказма, чрезмерно критичными замечаниями или ранящими комментариями, он может возникать когда над вами шутят или вас дразнят.
Разница между воспитанием с помощью любви и уважения и стыдом, уничтожающим ваш дух, в том, что вы чувствуете в результате действия или комментария в ваш адрес. Стыд обычно заставляет вас чувствовать себя одиноким, недостойным и нежеланным. Воспитание любящих родителей может вызвать дискомфорт, но вы продолжаете ощущать собственную ценность и любовь к себе, несмотря на ваши ошибки.
Напишите на листе бумаги примеры стыда. Постарайтесь воспроизвести как можно больше деталей ситуаций, в которых вы чувствовали стыд, включая ваш возраст, местонахождение, суть сказанного и ваши телесные реакции на стыд.
4. Проработка покинутости
Покинутость при воспитании в дисфункциональной семье является финальной точкой стыда. Покинутость может представлять собой физическое покидание, когда родители оставляли нас на попечение друзей, родственников или в центрах воспитания, в то время как сами предавались употреблению или зависимостям. Некоторые дети сутками оставались дома одни, в то время как родитель или родители уходили, чтобы участвовать в застольях или погружаться в любовные отношения. Как бы то ни было, покинутость также может проистекать из стыда, как вы узнали из предыдущего упражнения. Мы слышали о взрослом ребенке, которая в детстве сильно порезала палец и спряталась в ванной вместо того, чтобы обратиться за помощью и утешением к маме. Малышка интуитивно понимала, что кровотечение из пальца вызовет жесткие обвинения ее матери, и в действительности так и произошло. Вместо того, чтобы успокоить ребенка, рассвирипевшая мамаша стала кричать на мужа и дочь, волоча их в пункт скорой помощи. Испуганная мамаша стыдила свою порезавшуюся дочку и одновременно с этим эмоционально покидала ее.
Список покинутости
Перечислите случаи, когда вы чувствовали покинутость вследствие действий ваших родителей или опекунов. Опишите ваш возраст, где именно вас покинули и другие детали, которые кажется вам важными.
- Проработка ущерба: перенос из поколения в поколение
В этом упражнении мы подробно рассматриваем, как мы покидали или пренебрегали окружающими людьми в своей жизни. Если у нас есть дети, мы отслеживаем, как наши действия и слова служили механизмом переноса болезни под названием «семейная дисфункциональность». Эта операция совершается при помощи слов, которые мы говорим своим детям. Мы можем слышать как бы со стороны, как мы говорим своим детям то, что наши родители говорили нам. Наши слова, образ мыслей и поведенческие реакции переносят дисфункциональность на следующие поколения. Мы никогда не хотели этого. Наоборот, многие из нас стремились стать лучше своих родителей. Многие из нас говорили: «Я никогда не буду вести себя также». Но вели себя также.
В глубине души мы знаем, что мы никогда не навредили бы своим детям намеренно. Нам следует помнить, что мы должны посмотреть на свои действия мужественно и честно. Это не просто, и мы должны дать себе передышку. Мы не одиноки на этом пути. При взгляде на последствия нашего поведения мы опираемся на поддержку нашей группы ВДА, спонсора и Высшей Силы. Чувство вины, которое мы испытываем при проработке данного упражнения, является здоровым.
Схема проработки вреда
Люди, которым я причинял вред, покидал, пренебрегал, плохо обращался | Что я делал, мое поведение | Результаты / мои воспоминания о случившемся событии | Мои детские воспоминания, когда со мной обращались подобным образом |
Дать себе передышку
Четвертый Шаг ВДА включает в себя взвешенную оценку нашей родительской семьи и нашего собственного поведения и мыслей. Эмоции, события, самообвинения, вызванные этим Шагом, для кого-то могут стать чрезмерно болезненными. По мере проработки Четвертого Шага, мы призываем вас быть предельно честными, ничего не удерживать в себе, но мы также напоминаем вам о заботе по отношению к самому себе. Помните, что вы не одиноки и вы не совершали и не думали чего-либо такого, что не пришлось бы совершить или испытать другим. У вас есть достоинства и способности, которые помогут уравновесить негативные стороны вашей жизни.
В Четвертом Шаге, мы просим вас уравновешивать постыдные или пугающие воспоминания, которые могут возникнуть при проработке шага, осознанием того, что у вас есть честность и мужество. Работа по программе ВДА не является простой, но ваше мужество неоспоримо и проявляется и в проработке этого Шага, и при работе над Двенадцатью Шагами ВДА в целом. Взрослые дети располагают внутренней силой, которая всегда была с ними. Внутренняя сила, которую некоторые из нас предпочитают называть Высшей Силой или Божественным Духом, не покидает вас в процессе освободительной инвентаризации вашей жизни. Мы советуем вам сосредоточиться на этом процессе, но давать себе передышки и поддерживать контакт с вашим спонсором или наставником. В процессе этих передышек читайте вслух Одиннадцатое Обещание из Списка Обещаний ВДА. Читайте также Молитву Четвертого Шага ВДА. (Обещания ВДА вы найдете в конце главы 15).
Одиннадцатое Обещание: «При помощи нашей группы ВДА мы постепенно избавимся от своего дисфункционального поведения».
Молитва Четвертого Шага:
Божественный Создатель. Помоги мне быть предельно честным и заботиться о себе в процессе выполнения Четвертого Шага. Помоги мне относиться к себе с нежностью и не покидать себя в процессе этого духовного путешествия. Помоги мне не забывать о том, что я располагаю ресурсами для выполнения Шага, и что я могу просить прощения. Я не одинок. Я могу обращаться за помощью. Аминь.
- Проработка подавленного гнева (обиды)
В ВДА мы хотим поднять обиду «со дна» и увидеть, что под ней. Мы считаем обиду подавленным гневом, вызванным бесчисленными потерями в детстве. Такие потери формируют печаль, проявляющуюся как депрессию, а также создают подавленный гнев. Мы расскажем о работе с печалью в Пятом Шаге.
Большинство взрослых детей отрицают наличие гнева и таким образом отрицают то, что они злятся. С другой стороны, некоторые взрослые дети могут взрываться от гнева, но никогда не добираются до глубинного гнева, похороненного в их душах. Не называя своими именами детские потери, они могут «заряжаться» и систематически взрываться, чувствовать стыд или смущение за свое поведение. Они в самом деле стремятся измениться и обуздать свой гнев, но чувствую себя бессильными сделать это.
В колонке «влияет на меня» потери могут подразумевать потери чувства безопасности в семье. В ней может идти речь и о потери своей личности или потери детского образа жизни – игр, придумок, спонтанных решений. Многие взрослые дети также теряют друзей из-за дисфункционального родительского поведения. Другим приходится бросить любимые занятия спортом в старших классах из-за враждебности родителей или отсутствия поддержки с их стороны. Цель данного упражнения – обнаружить свой гнев и вытащить его на поверхность, чтобы увидеть, какая потеря скрывается под ним.
Схема проработки подавленного гнева (обиды)
Я обижен | Причина | Влияет на... (мою самоценность, дружеские отношения, безопасность, воображение) | Моя реакция (злость, бунт, выход из ситуации, пассивность / агрессивность, другое) | Реакция внутреннего ребенка (не доверяй, не говори, не чувствуй, другое) |
- Проработка отношений (сексуальных, романтических, дружеских)
Будучи взрослыми детьми, большинство из нас использовали разного рода отношения для того, чтобы с их помощью попытаться исцелиться от хронического чувства одиночества, наполняющего нашу жизнь. Мы использовали сексуальные и романтические отношения и дружбу, чтобы чувствовать себя в безопасности или не одиноко. Это чувство одиночества берет корни в чувстве покинутости, возникшего в нашей семье. Пока мы не получаем помощь, мы постоянно смотрим вовне и цепляемся за наркотики, игры, секс, работу или людей, чтобы чувствовать себя целостными, и этот способ не приносит нам удовлетворения. Зависимость от отношений представляет собой вирус созависимости, который проявляется в нас в форме нездоровых привязанностей.
Перечислите ваших партнеров, друзей и других людей, с которыми вы вступали в отношения. Отследите, какие щаблоны возникают в ваших отношениях. (Примечание: Некоторые взрослые дети практикуют «отношенческую анорексию», которая представляет собой избегание отношений, чтобы исключить малейшую возможность быть покинутым или испытать боль. Мы просим таких взрослых детей проанализировать отношения, которые сформировали в вашей жизни данный сценарий).
Схема проработки отношений
Кто | Что я надеялся получить от него | Что я получил | Мое зависимое поведение | Как закончились эти отношения |
- Проработка сексуальных отношений
Это упражнение помогает некоторым взрослым детям определить факты сексуального насилия. У тех, кто является жертвами инцеста, это упражнение может вызвать тяжелые воспоминания. Мы настоятельно призываем вас поддерживать контакт с вашим наставником или спонсором. Важно помнить, что не вы являлись причиной сексуального насилия. Многие взрослые дети приходят в замешательство при проработке этой темы, так как в момент сексуального насилия они были детьми. В то время они не обладали способностью объективно посмотреть на происходящее с ними, поэтому многие дети предполагали, что они явились причиной этих действий или спровоцировали их. Во взрослом возрасте эти детские воспоминания могут сохраниться и стать основой взрослой оценки того, что произошло. Если в детстве до вас дотрагивались, тискали, принуждали к сексуальным актам или отношениям, заставляли наблюдать за сексуальными сценами, это не было вашей виной, неважно в каких обстоятельствах это происходило и неважно что при этом говорил взрослый или подросток, который принуждал вас к сексуальному насилию.
Некоторые взрослые дети выросли с осознанием своей виновности и стали воспроизводить по отношению к другим людям то, что в детстве было совершено по отношению к ним. Эти действия трудно и больно признать, но это признание не отлучает вас от сообщества взрослых детей. Вы не отлучаетесь от выздоровления благодаря исцеляющей благодати вышей Высшей Силы и принятию со стороны товарищества ВДА. Мы советуем вам переписать вашу инвентаризацию и вкючить в нее описание совершенного, но при этом мы предостерегаем вас от излишне подробного описания ваших действий на собраниях ВДА. Если ваши действия и чувства выходят из под контроля, мы советуем вам обратиться за профессиональной помощью.
Схема проработки сексуальных отношений
Насильник | Что произошло | Мой возраст в момент события | Кому я рассказал / не рассказал о случившемся? | Как прекратилось насилие? |
Передышка
Сделайте передышку и перечитайте Двенадцать Обещаний ВДА, которые приведены в главе 15.
Аффирмация: Обещания ВДА составлены для меня, и они постепенно воплощаются в моей жизни. Я открываю свою истинную индивидуальность. Я извлекаю на поверхность стыд и другие дискомфортные чувства, не избегая их и не притворяясь. Во мне есть положительные черты, которые я постепенно открываю. Боже, как я понимаю Тебя, услышь мои молитвы. Я могу обращаться за помощью.
- Проработка отрицания
Для взрослых детей алкоголиков отрицание проявляется в том, как мы вспоминаем о насилии, пренебрежении или отвержении, которые нам пришлось пережить в детстве. Отрицание является защитным механизмом, который способствует прорастанию зерна семейной дисфкнциональности в следующих поколениях. Чтобы помочь себе выполнить это упражнение, посмотрите на проработку упражнений по сексуальному насилию, подавленному гневу и чертам из Списка Грязного Белья. Не нужно приукрашать себя или обесценивать случившееся.
Ваше отрицание, возможно, касается наказаний, которые ваши родители применяли по отношению к вам, или кличек, которые вам давали родители или браться и сестры. Постоянные обвинения со стороны родителей также являются формой насилия, к которой многие из нас с возрастом привыкли и перестали рассматривать как насилие. Как часто наши родители сильно ругались или матерились при нас, не обращая внимания на то, как это влияло на нас в детском возрасте. А их ругань влияла на нас.
Вы также, возможно, находитесь в отрицании относительно своего поведения во взрослом возрасте. Мы призываем вас присмотреться к своей манере разговаривать и вести себя в отношении ваших детей, начальства, супруга или партнера. Какие слова вы используете? Каким тоном говорите? Какой посыл вы транслируете окружающим людям относительно их ценности? Просите ли вы прямо о том, в чем вы нуждаетесь, или прибегаете к манипуляциям, чтобы получить то, что вы хотите?
Упражнение по проработке отрицания состоит из двух упражнений. Первое касается того, как ваши родители или родственники обращались с вами. Второе включает в себя описание того, как вы обращались с другими людьми во взрослом возрасте.
В первом упражнении в колонке «что произошло» многие члены ВДА перечисляют инцест, прикосновения, грубые шлепки, угрозы в разговорах, но эта колонка не ограничивается исключительно такими явлениями. Она включает в себя также нездоровые реакции ваших родителей и ваши воспоминания о происходившем. Это упражнение поможет вам увидеть, как вы вспоминаете эти болезненные эпизоды годы спустя. Отрицание может проявиться, когда мы вспоминаем о вреде или насилии отрывочно. Если мы не воспроизводим все детали случившегося, мы склонны обвинять себя за насилие по отношению к себе или оправдывать это какими-либо причинами. Если вас насиловал брат или другой родственник, включите в это упражнение описание его поведения. Данное упражнение поможет вам восстановить факты событий, а также увидеть, насколько точно или неточно это событие описывалось вами впоследствии.
Схема проработки отрицания:
Поведение ваших родителей
(и других родственников)
Что произошло (факт) | Мой возраст | Что я чувствовал по поводу случившегося | Родительская версия того, что случилось | Как я позже описывал то, что случилось |
Мое поведение: Размышления над Списком Грязного Белья
В этом упражнении вам предстоит увидеть свое собственное ранящее, небрежное или приносящее ущерб поведение. Это упражнение не простое, потому что большинство из нас не любит говорить о собственных проявлениях небрежности. Чтобы не клеймить себя в процессе выполнения этого упражнения, нам понадобится помощь Бога. Нам следует помнить, что у нас в душе есть мужество и что мы не воплощение зла и не самые ужасные. Учитывая то, что мы воспитывались в дисфугкциональном окружении, нам следует понимать, что мы не могли вести себя по-другому. Наше взрослое поведение скопировано с нашего детства. Мы повторяем то, что наши родители совершали по отношению к нам, но между нами и нашими родителями есть колоссальная разница. Мы проливаем свет на свои постыдные действия и насилие в содружестве с ВДА и с нашей Высшей Силой. Мы признаем свое поведение с надеждой и с молитвой.
В этом упражнении мы пытаемся увидеть в своем поведении черты из Списка Грязного Белья. Большинство из описанных в нем шаблонов поведения оказывают такое же разрушительное воздействие на нашу жизнь, как и негативные качества характера. Например, мы проживали жизнь с позиции жертвы, но многие из нас при этом мучили окружающих людей, стремясь контролировать их или причинять им вред. Мы боялись лиц, обличенных властью, но мы сами стали лицами, обличенными властью, и внушали страх. Некоторые из нас совершали преступления, действуя против собственной воли. Мы совершали насилие и покидали.
В колонке «Что произошло», перечислите конфликты с родственниками, коллегами, супругами или партнерами. Причиняли ли вы боль другим людям? Превращались ли вы для них в лицо, обличенное властью? Случалось ли вам жестоко осуждать других людей? Сплетничали ли вы? Злые сплетни также могут наносить вред.
Схема проработки отрицания:
Ваше поведение
Что произошло (факт) | Кто был вовлечен (ребенок, жена, другие) | Мой возраст в момент события | Мое восприятие и чувства относительно случившегося | Как я позже описывал то, что случилось |
- Пост-травматическое стрессовое расстройство: работа с телом
В ВДА мы верим, что заболевание семейной дисфункциональностью влияет на взрослого ребенка телесно, умственно и духовно даже тогда, когда он вырос и уже давно оторвался от своей родительской семьи. Наше тело состоит из костей, тканей и центральной … Продолжение »